Пьесу М. Новакова «Вышел ангел из тумана...» поставили в Ставропольском театре драмы

Так совпало, что почти одновременно довелось испытать два сильных, но чрезвычайно разных, прямо-таки противоположных впечатления от просмотра двух спектаклей двух театров.

В сцене из спектакля народная артистка России Наталья Зубкова и заслуженный артист России Михаил Новаков. Фото Юрия Скибина

Настоящим шоком стал для меня показ каналом «Культура» спектакля «Месяц в деревне» Ярославского театра драмы им. Ф. Волкова. Не берусь даже пересказать, что сотворили с великим И.С. Тургеневым (в год 200-летия классика) в знаменитой колыбели отечественного театра, об этом надо говорить отдельно. Скажу лишь, что обидно до слез стало и за классика, и за русский театр. К счастью, русский театр живет в присущей ему проверенной временем и пользующейся авторитетом во всем мире форме тонкой психологической драмы, подлинности чувств и правды сопереживаний. В этом с душевной радостью убедилась на очередной премьере Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова. Несомненно, еще одним весьма заметным событием сезона здесь стал спектакль «Вышел ангел из тумана...», поставленный народной артисткой России Натальей Зубковой.

В основе одноименная пьеса отечественного драматурга Петра Гладилина, лет пятнадцать назад вышедшая к зрителю на столичных подмостках и подвергшаяся тогда довольно жесткой критике за якобы неопределенность и даже натянутость авторского замысла. Наверное, в чем-то те критики были правы, и при более пристальном внимании к сюжету можно обнаружить в нем некие недостатки. Но! Несмотря на все это, пьеса успешно продолжает существование на сценах многих театров страны. И появление ее на ставропольской сцене стало не только новым аргументом в пользу драматурга, но, что гораздо для нас важнее, и новым воплощением всех лучших качеств русского психологического театра. Как приятно, что ставропольская драма эти традиции сохраняет и подпитывает.

Со мной многие согласятся в том, что уже само название «Вышел ангел из тумана...» вызывает и любопытство, и известные ассоциации из детского фольклора. Что ж, прием хоть и не новый, однако неизменно успешный. Но почему ангел, зачем ангел, откуда ангел?.. В общем, слово-то не будничное, цепляющее внимание. И редко появляющееся в афишах. А в программке спектакля в списке действующих лиц так и написано черным по белому – Архангел Гавриил. Как мы в силу скромных познаний Библии помним, он был послан Богом с благой вестью – сначала о предстоящем рождении будущего пророка Иоанна Крестителя, а затем о скором рождении Сына Божьего. На иконах Гавриил изображается держащим в правой руке фонарь с зажженной внутри свечой, а в левой – каменное зерцало. Освещаемое светом истины, оно отражает хорошие и дурные дела человеческие… Естественно, мы понимаем, что автор не просто играет в слова, зачем-то ему этот ангел понадобился. Свет истины, отраженный вроде бы беспристрастным зеркалом. Но истина ли это отражение, разве оно не пре-ло-мле-ни-е реальности?

Много вопросов задает спектакль. Однако спешу успокоить насторожившуюся публику, бояться этого не следует, потому что происходящее на сцене лишено прямолинейного морализаторства, все действо периодически спасает старый добрый прием совмещения серьезного и смешного. Недаром жанр постановки обозначен с легким юмористическим намеком: «не то чтобы комедия». Ага, думает зритель, значит, все-таки комедия, пускай и «не то чтобы». Вот это «не то чтобы», по сути, держит весь спектакль, не давая ему ни впасть в скучные рассуждизмы «что такое хорошо и что такое плохо», ни увлечься чрезмерной разухабистой развлекаловкой на потеху публике. Нет, публике подается кушанье непростое, однако вполне усвояемое: взаимоотношения героев так много говорят каждому из нас, некоторые изгибы сюжета так похожи на пережитое нами, что кажется, будто присутствуешь на встрече своих то ли родственников, то ли хороших знакомых…

Для воплощения всего перечисленного режиссер подобрала замечательную команду исполнителей. Которую сама же и возглавила, взяв на себя главную роль – роль Матери. Наталья Зубкова прекрасно справилась с обеими своими ролями – и постановщика, и героини. А ведь это вдвойне сложная задача: координировать всё происходящее на сцене, одновременно перевоплощаясь в центральный характер спектакля. Милая старушка Екатерина Кондратьевна тихо существует в своем пенсионерском мире, ждет по праздникам сыновей, невесток, внуков и как будто должна быть всем довольна. Да вот беда: нет согласия между сыновьями, коих сама вырастила настолько разными, что аж искры летят при встрече возненавидевших друг друга братьев… Наталья Зубкова предлагает нам образ глубоко любящей женщины, для которой ее дети – и смысл, и счастье, и боль… Актриса вкладывает в героиню столько искреннего тепла, причем делает это так тонко, так мягко – кажется, одной лишь интонацией голоса, тихим вздохом, поворотом головы…

Под стать ей и вышеназванный Архангел Гавриил, который драматургом обозначен как «бомж, священник без прихода». Ничего себе сочетание! Думается, непросто заслуженному артисту России Михаилу Новакову балансировать на опасной грани между архангелом и бомжом. Зритель, разумеется, понимает, что слово «архангел» следует брать в кавычки, что недаром и сам Гавриил относится к себе со снисходительным юмором, дескать, не стоит все воспринимать всерьез. Однако же за его то откровенно забавными, шутейными, ироничными, то вдруг глубоко философскими рассуждениями проглядывает характер такой наш, такой истинно народный, что за один лишь этот образ можно благодарить и автора, и актера. Пожалуй, иностранной публике вряд ли удастся вполне понять, как совмещаются в нашем сознании, в нашем менталитете такие несовместимые противоположности. Да, она увидит гротеск, особенно при взгляде на «маскарадные» ангельские крылья, мы же в этом гротеске кожей чувствуем родственность нам этого Гавриила, чудака и философа. Ах, как хорошо все это делает артист, как верится ему, как хочется, чтобы услышали глас ангельский непослушные дети…

Каким только интерпретациям не подвергался архангел Гавриил в разные века и в разных жанрах искусства. Размах – от молитвенного почитания до дерзостного глумления – куда как соответствует масштабу образа. В данном случае нет ни того, ни другого, есть вполне конкретный персонаж, с виду даже, извините, анекдотичный, если не сказать пародийный. Что ничуть не умаляет архангела, а только делает его ближе к людям, доброта Гавриила почти осязаема, весьма уместно подчеркнута непрезентабельной внешностью и скоморошьей простотой манер. И никакой мистики...

Мощный ведущий тандем Н. Зубковой – М. Новакова достойно поддерживают представители среднего и молодого поколений труппы. Интересно работают в спектакле заслуженный артист России Александр Жуков и артист Владимир Петренко в образах братьев Ильи и Сергея. Им удалось передать переменчивую гамму чувств героев, буквально загнавших себя в тупик амбиций, дурацких и опасных одновременно. Очень жизненная ситуация, увы… Как часто родные люди оказываются по разные стороны ими же придуманных «баррикад», и как это противоестественно, многие знают не понаслышке. А. Жуков рисует Илью подчеркнуто сдержанным, суховатым, а Сергей у В. Петренко, наоборот, эмоционально взрывной, подвижный. Слава богу, героев все-таки роднит общая любовь к Матери, пытающейся достучаться до своих взрослых неразумных чад с помощью ангела, вышедшего из тумана духовной близорукости…

Остальные персонажи спектакля выписаны скромнее, но, как всегда, наши актеры умеют легкими штрихами преподнести богатый и выразительный набор характеров. Очень не люблю обозначение «второстепенные» роли, потому что не раз мы убеждались, что даже небольшой эпизод или сцену можно наполнить содержанием, важным и необходимым для общей идеи постановки. Таковы здесь героини Людмилы Ковалец, Мадины Шариповой, Натальи Светличной, Полины Полковниковой, Владимира Лепа… Выйти на сцену всего на несколько минут и органично вписаться в действо – это ли не признак истинного профессионализма, умения работать на команду?

Умный, трогательный, теплый спектакль подарили нам его создатели. Не сомневаюсь, «Ангела...» с интересом будут смотреть люди разных поколений. И каждый увидит здесь что-то близкое, понятное, быть может, пережитое на собственном опыте. Нравственные уроки, преподаваемые «Архангелом Гавриилом», так нужны не только героям спектакля, они нужны всем нам. И мы тоже здесь – очень заинтересованные лица!

Наталья БЫКОВА
 
По теме
На сцене арт-центра состоится театрализованное представление по произведения детских писателей в исполнении юных актеров Мастерской мюзикла «Киви» (Ставрополь).
Наследники Лермонтова - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Новый культурный проект «Наследники Лермонтова», посвященный 210-й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова, направлен на популяризацию художественного творчества великого поэта России и развитие креативных талантов молодежи.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Воссоединение Крыма с Россией - Арзгирский район которое произошло в марте 2014 года, событие исторического масштаба! События Крымской весны навсегда останутся в наших сердцах!
Арзгирский район
Ставрополь – врата Кавказа - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Культурная площадка «Всем городом!» продолжает цикл встреч молодых исследователей и экспертов, блогеров и авторов идей, направленных на развитие нашего города, и приглашает на встречу, посвященную истории Ставрополя.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова