Креститель Руси

В России почтили память равноапостольного князя Владимира, «идолы поправшего и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго»

 

День памяти князя Владимира одновременно считается и днем принятия Русью христианства. Произошло это знаменательное событие 1025 лет назад.
Если верить летописям, русских звали в свою веру представители почти всех религиозных культов. Правда, красочные описания, как князь Владимир вел диалоги с прибывшими посланниками и при этом блистал меткими, афористичными высказываниями, как сказали бы сегодня, придумки. Плод воображения летописцев.
Все они жили и творили спустя пятьдесят и более лет после крещения. И писали, опираясь на предания и уже созданные мифы. Да и не надо забывать, что летописец в те времена – это далеко не беспристрастный наблюдатель. Скорее, своеобразный солдат идеологического фронта, вынужденный «колебаться вместе с генеральной линией».
А генеральной линией тогда стало недавно принятое православие. И вот чтобы еще более возвеличить его, приподнять на фоне других верований, сделать привлекательней, отечественные сказители красок не жалели. Отсюда и остроты князя Владимира, как, например, на предложение принять ислам: «На Руси обычай питии есть, не можем без этого…» Или иудеев вступить в их веру: «Вас бог в наказание рассеял по земле, а вы предлагаете свою веру как праведную…»
Но то, что именно князь Владимир во многом предопределил дальнейшую историю молодого государства, факт бесспорный.

 

Перетягивание каната
По сути, реальный выбор мог быть лишь между православием и католичеством. По менталитету Русь была гораздо ближе христианскому Западу, чем мусульманскому Востоку. Историк церкви Евгений Голубинский отмечал: «В то время русские считали себя вполне принадлежащими, и на самом деле вполне принадлежали к семейству европейских народов. И элита стремилась влиться в семью именно европейских стран». Чему язычество как раз и препятствовало. И чтобы «не составлять из себя особняка», Руси не оставалось ничего другого, как стать христианской.
Вопрос сводился лишь к одному: главой какой церкви быть крещенным – православной или католической? Попасть под влияние Константинопольского Патриарха или Папы Римского? Не надо забывать, что особой разницы в то время между этими направлениями в христианстве не существовало.
Поэтому и неудивительно, что княгиня Ольга, бабка князя Владимира, крещенная по византийскому обряду, отправила к германскому императору Оттону I, католику, посольство с просьбой, «чтобы он послал им одного из своих епископов, который показал бы им путь истины, и говорили, что хотят отстать от своего язычества и принять христианскую веру». Таковой был прислан – монах Адальберт из монастыря святого Максимина близ города Трира.
Но его миссия успехом не увенчалась. Община христиан в Киеве на тот момент была еще небольшая, а язычники встретили посланца в штыки. И он вынужден был спасаться бегством. Тем не менее получается, что первым христианским епископом Киева и русской земли был монах – немец латинского обряда.
Присылал послов и Папа Римский Бенедикт VII к киевскому князю Ярополку, старшему брату Владимира, который склонялся к принятию христианства. Но он вскорости после этого события последним был убит.
В итоге звезды сошлись так, что выбор новой веры пришлось делать уже князю Владимиру.
Открывать Америку он не стал. Пошел проторенным, наезженным путем. И вел этот путь в Царь-град. Византийский мир русским уже был знаком и понятен.
В Константинополе крестилась княгиня Ольга, немало было православных христиан и в княжеской дружине. Так что мучиться и страдать, выбирая «истинную веру», как повествуют летописи, Владимиру скорей всего не пришлось. Все получилось естественным образом, само собой. На помощь пришли сложившиеся обстоятельства. И к тому же, как писал историк Антон Карташёв: «Владимир искал приобщить свой народ к высшей культуре, носительницей которой тогда представлялась всему миру Византия, а не отсталый, обветшавший Рим».

 

«Путята крестил огнём…»


Крестившись, Владимир взял в жены сестру византийских императоров. О таком браке могли мечтать при любом европейском дворе. И теперь киевский князь без боязни мог вступать в контакты с самыми титулованными особами христианского мира.
А вот отношения с Константинополем у Владимира при всем этом не заладились. Приняв от него крещение, он совсем не хочет подчиняться его диктату. И потому русская церковь при его жизни находится под рукой Болгарского архиепископа, фактически независимого от Византийского патриарха.
Он присылает в Киев и первых митрополитов. Благодаря болгарским священникам продвигается крещение Руси и вглубь.
Только вызывало оно далеко не повсюду «радость со слезами на глазах». Если в стольном граде крещение прошло сравнительно мирно, то в других местах доходило до настоящих сражений.
«Что касается племен, подвластных Киеву, то к ним христианство входило с огнем и мечом», – пишет современный историк Игорь Фроянов. И поясняет: «С христианством местное население ассоциировало тяжкую зависимость, идущую из Киева».
Красноречивый пример тому – крещение новгородцев. О том, что эта процедура вызвала у них далеко не восторженное состояние, свидетельствует, ставшее со временем крылатым, выражение: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем».
Речь идет о воеводе и дяде князя Владимира. Когда жители Новгорода узнали об их приближении во главе дружины, они созвали вече и поклялись не пускать их в город. «И не дати идолы опровергнута». Дальше, согласно летописи, «бысть междо ими сеча зла».
Добрыня, чтобы отвлечь внимание сражающихся горожан, велел поджечь дома на одной из улиц. Увидев пожарища, новгородцы бросились тушить их. В результате были сломлены. И приняли новую веру не по доброй воле, а вынужденно – как побежденные.
Как проходило крещение Туровской земли, что недалеко от Киева, рассказывает местная легенда. В ней говорится о том, что к городу Турову по реке приплыли каменные кресты. Когда они остановились напротив городских ворот, речная вода покрылась кровью. В таких образах, по мнению исследователей, легенда запечатлела отголосок кровавой борьбы, произошедшей в ходе христианизации Туровской земли.
Процесс крещения непросто происходил и во многих других городах и весях.
Так что и к концу жизни Владимира Русь была крещенной далеко не вся.

 

Из Савла в Павла
Но совсем неожиданным предстает, если верить летописям, образ самого князя Владимира. На глазах он превращается из «поганого язычника», ведшего распутную, сладострастную жизнь, обагрившего руки кровью убиенного брата, в страстного неофита обретенной веры, возжелавшего строить свою жизнь по евангельским заветам.
Знаменитый Нестор вкладывает в уста кающегося Владимира такие слова: «Аки зверь бях, много зла творях в поганьстве и живях, яко скоти, наго».
И Владимир, следуя библейским заповедям, спешит творить добро. Княжеский престол становится похожим на министерство социальной защиты. Потому как, согласно летописи, Владимир велел всякому нищему и убогому «приходить на княжой двор, брать кушанье и питье, и деньги из казны».
Но этого мало. Он сказал: «Дряхлые и больные не могут доходить до моего двора». И велел сделать телеги, куда клали хлеб, мясо, рыбу, овощ разный, мед в бочках, квас и возили по городу, спрашивая: «Где больные и нищие, которые не могут ходить?» Таким и раздавали.
Как утверждается в хрониках, поступал князь так не только в Киеве, но и по всей земле Русской.
Отыскать в летописи можно и такой любопытный факт. В княжение Владимира умножились разбои, и вот епископы сказали великому князю: «Разбойники размножились, зачем не казнишь их?» Владимир отвечал: «Боюсь греха».
Лишь после увещеваний иерархов, что, казня злодеев, он не нарушает святого писания, великий князь согласился придавать их смерти.
Вполне возможно, что Владимир и в самом деле был феноменальной личностью. Или, как кто-то выразился, человеком «с широкой русской душой». Хотя, по известным причинам, летописцы вполне могли допустить и преувеличения.
Как бы там ни было, большой знаток истории церкви Антон Карташёв с уверенностью писал о князе Владимире: «Благодатно восхотел исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле. Все близкие свидетели в один голос говорят о чем-то в этом отношении необычайном, из ряду вон выходящем».
Если так, остается только сожалеть, что пример Владимира не стал другим наукой…

 

Виктор СПАССКИЙ,
историк

 
По теме
27 марта 2024 года в храме пророка Илии поселка имени Кирова была совершена панихида по случаю 104-й годовщины начала репрессий в отношении Терского казачества.
По благословению Высокопреосвященнейшего Феофилакта, Архиепископа Пятигорского и Черкесского, в храме Воздвижения Креста Господня города-курорта Кисловодска 27 марта 2024 года,
На форум «Родные - Любимые» Международной выставки «Россия» в Москве, где Президент дал старт Году семьи, огонь семейного очага «Сердце России» доставили из Свято-Троицкого монастыря в Муроме,
Священнослужитель посетил ставропольский филиал реабилитационного центра «Здоровое Ставрополье» - Епархия 26 марта 2024 года настоятель храма Иверской иконы Божьей Матери города Ставрополя иерей Евгений Бучнев посетил ставропольский филиал реабилитационного центра «Здоровое Ставрополье».
Епархия
27 марта 2024 года в храме пророка Илии поселка имени Кирова была совершена панихида по случаю 104-й годовщины начала репрессий в отношении Терского казачества.
Епархия
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора - Епархия 27 марта 2024 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного  Храма Христа Спасителя  в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Между
Епархия
В Ставрополе мужчина обвиняется в причинении смерти по неосторожности - СУ СК РФ В следственном отделе по Промышленному району города Ставрополь следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины.
СУ СК РФ
Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
Краевая больница
Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
ЦБС города Лермонтова
Едины мы душой — 2024 - КПРФ В Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева состоялся городской фестиваль авторской песни и поэзии «Едины мы душой-2024» с участниками из ЛНР.
КПРФ