Вчера в Ставрополе состоялся единственный сеанс фильма «Глубокие реки» режиссера из Кабардино-Балкарии Владимира Битокова. Просмотр стал возможен благодаря содействию ставропольской общественной организации «Черкесский культурный центр «Адыги».
Как уже сообщалось, молодой режиссер – выпускник мастерской Александра Сокурова, а его работа получила положительные отклики кинокритиков и была удостоена приза за «лучший дебют» на фестивале «Кинотавр-2018».
Сюжет фильма вращается вокруг семьи, которая живет высоко в горах и зарабатывает деньги на заготовке леса. Происходит несчастье: на отца старика падает дерево и повреждает ему ногу. И чтобы выполнить заказ, нужна дополнительная рабочая сила. Находясь в конфликте с жителями поселка, семья вызывает на помощь младшего брата, который сбежал из дома в город, где и живет последние пять лет. Толку от молодого человека в работе особо нет, рубить он не умеет и не слишком старается. Внешние и внутренние конфликты семьи нарастают, сыплются взаимные угрозы, и все заканчивается трагическим убийством.
На сеанс собрался полный зрительский зал, а после просмотра состоялась творческая встреча с режиссером. Полтора часа Владимир Битоков отвечал на вопросы зрителей, а пресс-службе комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества дал небольшое эксклюзивное интервью.
- В чем идея фильма, Владимир?
- В основе картины нет реальных событий, нет на карте и такого поселка. Условная семья, условное место. Люди давно так не живут в КБР, к счастью, хотя снимали мы в Приэльбрусье. Сюжет вымышленный, ситуация целиком смоделированная, она призвана показать кризис семьи. Кстати, весь поселок построен в лесу специально для фильма, это декорации. Идея в том, чтобы показать трагедию семейных отношений. Это самое драматичное из всего, что происходит с людьми во всем мире и во все времена. Когда в одном доме могут годами жить кровные враги, брат ненавидит брата, нет общего языка с родителями, это влияет на всю жизнь человека. Суть фильма в том, что разрушение нормальных семейных взаимоотношений, утрата теплоты, нежности между родными людьми, приводят к гибели семьи.
- Почему Вы считаете, что все это типично сегодня?
- На Кавказе семейные ценности всегда были главными: уважение и почитание старших, крепкие родственные узы. Но сегодня, к сожалению, мы видим общую тенденцию к разрушению, и в этом большая проблема, которая накладывает отпечаток на все народы и национальности. Мне кажется, что мы должны сопротивляться глобализации. Этот процесс не остановить, ничего тут не поделаешь, но если мы ничего делать не будем, то наш народ и наш язык погибнут. Растворятся. Я этого не хочу. Бороться надо начинать с семьи. Родители должны воспитывать детей в традиционной манере, дети должны почитать родителей.
- Где вы родились и выросли? Как попали в мастерскую к Сокурову?
- В Нальчике, там же была и мастерская моего учителя. Прошел вступительные экзамены и поступил. Никогда не думал, что стану режиссером, но эта профессия меня полностью захватила с первых занятий. Это моя жизнь и мой первый полнометражный фильм, в котором я ставил перед собой задачу еще и показать всему миру красоту звучания кабардинского языка. Он невероятно красив. Не знаю, насколько я справился, но, по крайней мере, это единственный фильм в мировом кинематографе на кабардинском языке.
- Картина будет доступна широкому зрителю?
- Да, в течение нескольких месяцев она будет доступна к просмотру даже в интернете.