В Сочи 9 июня состоялось закрытие 24 Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр». В будущем этот кинофестиваль должен быть не сугубо профессиональной площадкой, но картины должны быть доступны широкому кругу зрителей, заявил на итоговой конференции президент «Кинотавра» Александр Роднянский.
Как сообщал "Кавказский узел" , "Кинотавр" открылся в Сочи 2 июня , в основном конкурсе представлено 12 картин. Всего на участие было подано 70 работ.
«Идеально, если бы в будущем появился компонент зрительского участия в просмотрах. Фильмы, не те, что показываются на площади, а вызывают интерес профессионалов, экспертов, мы обсуждаем только внутри нашего собственного круга. В то время как в этом плане вызывает очевидную зависть Берлин, где, подводя итоги, всегда сообщают о количестве проданных билетов», - пояснил Роднянский .
По его словам, организаторы с трудом представляют, «как зрители Сочи будут ходить на подавляющее большинство фильмов «Кинотавра», оставаться до конца, с интересом задавать вопросы». «Но к этому надо прийти. Если это случится, то возможно, сложатся условия и для проката этих фильмов», - уверен Роднянский.
Идеально, если бы в будущем появился компонент зрительского участия в просмотрах.
Александр Роднянский рассказал, что возможно, формат «Кинотавра» изменится после Олимпийских Игр 2014 года, когда в городе появятся новые площадки для проведения кинопоказов.
«После Олимпиады мы посмотрим, как выглядит гостиница, как выглядит Сочи, а вдруг появятся залы. Вполне вероятно, что отдельные круглые столы или дискуссии можно превращать в телевизионные форматы, что жителей Сочи можно приглашать на просмотры, на открытие, может быть. Если будет площадка на 5 тысяч человек, как в Локарно, почему не попытаться это сделать? Это же летний город. Если будет возможность расширить форматы пресс-конференций, я считаю, что это могло бы быть замечательно», - заключил он.
Мне казалось, что это достойная хорошая картина, но такого приема я не ожидал
Главный приз фестиваля получила картина Александра Велединского «Географ глобус пропил» - экранизация одноименного романа современного российского писателя Алексея Иванова. Кроме того, лента получила приз жюри кинопрокатчиков и приз «За лучшую музыку».
«Мне казалось, что это достойная хорошая картина, но такого приема я не ожидал, честно скажу. Я этому очень рад, это очень приятно – доставлять людям удовольствия, люди выходили светлые, даже просветленные. От этого я получаю еще больший кайф, - рассказал журналистам режиссер Александр Велединский . - Я очень рад за нашего композитора Лешу Зубарева, мы с ним делали все картины, и вот наконец-то его оценили профессионалы. Я надеюсь, что благодаря этой победе, картина выйдет в том виде, в котором она должна идти на экранах, в сокращенном виде я эту картину не приемлю».
Я надеюсь, что эти призы позволят картину продвинуть к более широкой аудитории в России, ради чего она и делалась
Приз «За лучшую режиссуру» достался Виталию Манскому за документальный фильм «Труба» о людях в России и Европе, которых объединяет жизнь возле «трубы» - газопровода из Сибири в Европу. Также картина отмечена призом Гильдии киноведов и кинокритиков.
«Это фестиваль игрового кино, у него есть определенные законы, и он эти законы нарушил, уже пригласив документальную картину. И я искренне говорю, мне этого было вполне достаточно. Я надеюсь, что эти призы позволят картину продвинуть к более широкой аудитории в России, ради чего она и делалась», - сказал режиссер-документалист Виталий Манский.
По его мнению, «факт таких престижных призов на главном российском кинофестивале поможет фильму и документальному кино в целом». «Зритель должен поверить, что то, что его волнует, то, о чем он думает, он может увидеть в документальных картинах», - заключил режиссер.
Приз «За лучшую мужскую роль» присудили Константину Хабенскому за роль учителя географии в фильме «Географ глобус пропил», а приз «За лучшую женскую роль» - актрисе Юлии Ауг за фильм «Интимные места». Также она сыграла одну из ролей в фильме «Небесные жены луговых мари».
«Я не могу сказать, какая из ролей мне важнее. Они настолько разные, что их даже сравнивать не могу. Это невероятное счастье - и одна роль, и другая. Два фильма, в которых я принимала участие, отмечены призами, и это невероятное счастье», - поделилась Ауг.
хочется всем заявить, что есть режиссеры, сценаристы, люди которые хотят делать кино
Приз «За лучший дебют» получил дуэт режиссеров Наташи Меркуловой и Алексея Чупова за эротическую комедию «Интимные места». Этот фильм оказался одним из немногих в конкурсе «Кинотавра», полностью снятым на частные инвестиции.
«Ребята, которые были с нами в конкурсе, ни сколько не хуже, они мощные профессионалы, хотя это и дебютные, и полные метры, но хочется всем заявить, что есть режиссеры, сценаристы, люди которые хотят делать кино. И просто так странно, что нет общего языка с продюсерами, что не найден нормальный коммуникационный коридор, в котором все могли бы встретиться, - рассказала в интервью корреспонденту «Кавказского узла» Наташа Меркулова .
«Фестивали нужны, чтобы помочь продвижению, они дают возможность молодым кинематографистам, чтобы их заметили. Дальше я считаю, что все зависит от нас, сможем ли написать еще интересные сценарии», - считает Алексей Чупов .
Фестивали нужны, чтобы помочь продвижению, они дают возможность молодым кинематографистам, чтобы их заметили
Картина Алексея Федорченко «Небесные жены луговых мари» - сборник новелл о женщинах коренного народа Республики Мари Эл – получила приз за лучший сценарий и лучшую операторскую работу.
Победителем среди зрительского голосования в программе «Кино на площади» стал фильм «Легенда №17».
Член жюри, кинокритик Антон Долин считает такое распределение призов оптимальным, отмечая, что были награждены разножанровые картины, как зрительские, так и арт-хаусные ленты.
«Мы наградили четыре абсолютно разных типологически фильма. «Интимные места» – это практически молодежная комедия, современная, городская. «Небесные жены» – этническое, специфическое кино. «Труба» – жесткий арт-хаус, документальный, концептуальный, «Географ глобус пропил» – мейнстрим, сделанный для большой публики», - объяснил корреспонденту «Кавказского узла» Долин.
я очень рад приходу в наше кино качественной эротики, эротизма. Два фильма из четырех награжденных нами – эротические. И это абсолютно прекрасно
Кинокритик отметил две тенденции фестиваля. «Первое, конкурс был очень неровный, и были очень слабые картины. И то, что очень сильно возвышалось над большинством картин документальная лента Манского – свидетельствует в частности о том, что этот кризис, о котором много лет говорят, что русское кино не способно отражать русскую реальность, это правда, но документальное кино на это способно и это здорово. И второе, я очень рад приходу в наше кино качественной эротики, эротизма. Два фильма из четырех награжденных нами – эротические. И это абсолютно прекрасно, давно пора», - считает Антон Долин.
Я считаю, что нам удалось собрать лучшее, что было.
Дирекция «Кинотавра» подчеркивает, что одна из задач фестиваля – показать разнообразие современного российского кино.
«Мы учитываем при отборе все линии развития кинематографа в этом году. Все, что связано с жанром, новыми радикальными формами повествования, попытками объединять арт-хаусное кино, включая жанровые элементы. Я считаю, что нам удалось собрать лучшее, что было. Это действительно год, когда появилось жанровое своеобразие в таком бюджетном секторе, потому что сегодня весь мир к этому стремится», - рассказала на итоговой пресс-конференции программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева.
По ее словам, в первую очередь они смотрели «на художественность картины, но и то, что стоит за индустрией - очень важно».
«Наша забота – заниматься экспертизой, делать не просто пред-отбор фильмов, но и действительно искать внятных авторов для киноиндустрии, что мы, в общем-то, и довольно успешно делаем. Но я подчеркиваю, что мало по-настоящему смелых, по-настоящему свежих, и по-настоящему радикальных фильмов, потому что все идут путем самого второсортного мэйнстрима, и считаю, что это нормально, если гладенько, устроено и актеры что-то изображают», - говорит Алиева.
Напомним, победителем конкурса короткометражного кино "Короткий метр", прошедшего в рамках 24-го "Кинотавра", 5 июня был объявлен фильм Тимофея Жалнина "F5" . На церемонии открытия кинофорума приз "За вклад в кинематограф" был вручен режиссеру Александру Митте .