«Враг российской империи номер один»

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией врагом Российской Империи номер один назывался Николай Гаврилович Чернышевский, 190-летие со дня рождения которого отмечалось 24 июля. Вряд ли об этой дате упомянут нынешние официальные СМИ, но коммунистическая газета молчать не должна.

Напомним такую деталь: фото Н.Г. Чернышевского украшало рабочий стол Карла Маркса. В 50 лет классик марксизма начал самостоятельно изучать русский язык и уже через полгода читал в подлиннике наших классиков литературы – Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского и других.

А нынешние либералы с радостью твердят, что Маркс и Энгельс якобы ненавидели всё русское и саму Россию. Но зачем тогда Марксу потребовался язык ненавистного народа, ненавистной культуры? Утверждения о русофобстве классиков марксизма враньё, марксизм – это интернационализм , не имеющий ничего общего с национализмом. «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Что же касается России (может, она была исключением в их взглядах?), нужно прочесть предисловие Маркса и Энгельса к «Манифесту Коммунистической партии» от 21 января 1882 года, где они высказали предположение о том, что «современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития». Так и произошло.

Кто же стал заочным учителем в русском вопросе классиков марксизма? Скорее всего, главная заслуга принадлежала всё же не А.И. Герцену, а Н.Г. Чернышевскому. Маркс не просто прочитал, но, видимо, основательно изучил его роман «Что делать? Из рассказов о новых людях». Влияние русского мыслителя на Маркса было огромным. Этим и объясняется фото Н.Г. Чернышевского на рабочем столе Маркса, хотя было бы логичнее увидеть там немца Гегеля.

Роман «Что делать?» был главным произведением Н.Г. Чернышевского. Но, прежде чем говорить о нём, напомню читателю некоторые существенные моменты из биографии его автора – философа-материалиста, революционера-демократа, энциклопедиста, теоретика критического утопического социализма, учёного, литературного критика, публициста и писателя.

Библиофаг и полиглот . Чернышевский был сыном священника – многосторонне образованного человека, который привил сыну неуёмную жажду чтения. Начитанность Николая поражала окружающих. Уже в детстве он получил прозвище «библиофаг», то есть пожиратель книг. Он читал Сумарокова, Фонвизина, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Шекспира, Шиллера, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха, Прудона, Фурье, Герцена, Огарёва и т. д., откуда черпал революционные идеи.

В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. Там он пробыл три года. Но священник из него не получился. Не окончив семинарию, в 1846 году Чернышевский поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

Его энциклопедизм поражал учащихся и преподавателей. Современник вспоминает: «…Учитель спросит его… тот встаёт и начинает: «Германский писатель N. говорит об этом… французский…английский… Слушаешь, бывало, и не можешь понять: откуда человек набрался столько сведений?..» Позже Некрасов назвал Чернышевского библейским пророком, «литературным Прометеем» – Плеханов.

Удивлял Чернышевский и знанием языков. Латинский, греческий, персидский, татарский, древнееврейский языки, а французским и немецким владел, как родными.

Университет окончил в 1850 году и получил назначение в Саратовскую гимназию. Весной 1851 года приступил к работе. С 1854 года Чернышевский некоторое время преподавал в кадетском корпусе – обучал и воспитывал будущих офицеров.

Литератор и учёный . Литературную деятельность Чернышевский начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Отечественных записках». В начале 1854 г. перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся фактически руководителем журнала наряду с Н.А. Некрасовым и Н.А. Добролюбовым. Три великих Николая повели решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии .

10 мая 1855 года в университете прошла защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности». Главные идеи этой диссертации не устарели и сегодня. Министр просвещения А.С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е.П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.

В 1858 году Николай Гаврилович стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров были им вовлечены в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними он является родоначальником народничества.

В 1860-е годы Чернышевский стал признанным лидером публицистической школы русского философского материализма. Его главное философское сочинение – «Антропологический примат в философии» (1860). Определяя философию как «теорию решения самых общих вопросов науки», он, используя данные естественных наук, обосновывал положения о материальном единстве мира и объективном характере законов природы.

Революционер . 1861 год. Оглашается Высочайший манифест об отмене крепостного права. Начинается осуществление реформы, которую Маркс и Энгельс назвали «жульнической поделкой». Деятельность Чернышевского приобретает в это время наибольший размах и крайнюю напряжённость. Не входя формально в тайное революционное общество «Земля и воля», он является его несомненным вдохновителем. Недаром же Маркс и Энгельс называли его «главой революционной партии».

С сентября 1861 года Николай Гаврилович находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт ему такую характеристику: «Подозревается в составлении воззвания «Великорусс»… и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался Чернышевский и в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.

В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на восемь месяцев.

Арест и ссылка. 12 июня 1862 года Николай Гаврилович был арестован и помещён под стражу в одиночную камеру в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против её незаконных действий он объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы были им изложены в романе «Что делать?»

7 февраля 1864 года объявили приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет. Существует притча. Царь спрашивает Чернышевского, почему так плохо живётся людям. Тот отвечает: «Посмотрите на нас: сколько на нас золота да серебра навешено, а много ли мы работаем? Да, пожалуй, меньше всех. А которые в государстве больше всех работают – те вовсе, почитай, без рубах…» И сослал царь за эти слова писателя, чуть не плача.

В целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.

«Что делать?» под запретом . Николай Гаврилович писал роман, находясь в одиночной камере Петропавловской крепости. С января 1863 года рукопись частями передаётся в следственную комиссию по его делу (последняя часть передана 6 апреля). Комиссия, а вслед за ней и цензоры увидели в романе лишь любовную линию и дали разрешение к печати. Оплошность цензуры вскоре была замечена, ответственного цензора Бекетова отстранили от должности. Однако роман уже был опубликован в журнале «Современник» (1863, № 3-5). Несмотря на то, что номера, в которых печатался роман, оказались под запретом уже в 1863 году, текст в рукописных копиях разошёлся по стране и вызвал массу подражаний. Он был переиздан лишь в 1905 году.

Ни одна из повестей Тургенева, никакое произведение Толстого или какого-либо другого писателя не имело такого широкого и глубокого влияния на русскую молодёжь, как роман Чернышевского. Он сделался своего рода знаменем. Его идеи не просто увлекали людей и перепахивали их души, как писал В.И. Ленин, но и преобразовывали социум. Под его влиянием возникали фиктивные браки, тройные семьи, а главное – коммуны. Поднялась мощная волна женского движения. Если Л.Н. Толстой сказал об Анне Карениной, в сущности, лишь то, что женщина есть женщина, то Чернышевский возвысил Веру Павловну до уровня идеала.

В наши дни «Что делать?» никто не запрещает: иди в библиотеку, бери книгу – читай. Но из школьной программы роман изъят. Исключение составляют профильные гуманитарные и филологические 10-е классы.

Почему же «Что делать?» стал неактуальным чтением? Официальное объяснение заключается в его сложности для понимания школьниками. О, да! Это – не простой роман. Он носит авторский характер (Чернышевский не прячет свои взгляды за слова героев), диалоговый, отчасти даже мистический (сны Веры Павловны), футуристический, а главное – интеллектуальный. Это лучший тест, или ЕГЭ, на интеллект человека. А зачем интеллект школьникам, если их воспитывают как квалифицированных потребителей?

На самом деле роман для нынешней власти опасен . Читая его, понимаешь, что те самые старые люди, против которых воевал Чернышевский, вернулись из небытия и утвердились во власти. А новые потерпели поражение. Но время Лопухова, Кирсанова, Веры Павловны и Рахметова ещё наступит.

Кому нужен этот роман? Он нужен всем. Пошлые люди в нём узнают себя и, возможно, устыдятся! Как же они похожи на Марью Алексеевну, которая учила жить свою дочь Верочку по принципу «обирай и обманывай!» Не эта ли мораль господствует ныне в РФ? Как же они похожи на мадам Жюли, которая наконец-то поняла, что подлинный разврат – это даже не торговля телом, а праздность и роскошь, которым предаётся так называемый «высшей свет». «…Не думай о свете! – говорит она Вере Павловне. – Там все гадкие. Хуже меня: где праздность, там гнусность, где роскошь, там гнусность! Беги, беги!»

Роман этот очень нужен школьникам. Может, они поймут, что нынешний режим их зазывает как раз бежать туда, откуда Жюли умоляла Верочку убегать. Может, они узнают, что есть иная, настоящая любовь, о которой они, скорее всего, понятия не имеют, но о которой тайно всё же мечтают. Может, они поймут слова Чернышевского о том, что главное в любви – взгляд…

Роман очень нужен современным девушке и женщине. Изначально в нём все увидели именно женскую проблему, на самом же деле это книга о социальном освобождении человека на примере женщины. Вера Павловна называет самое задушевное желание всех женщин. Каково оно? Верным ли является?

Роман нужен и тем господам, которые связывают свою жизнь с предпринимательством. Поучитесь у Веры Павловны, которая сумела превратить свою мастерскую в «лицей всевозможных знаний». Её мастерская – ячейка социализма.

Он нужен людям труда. Чернышевский вскрывает главную несправедливость общественной жизни, которая, увы, характерна и для современной России: «…чем больше труда, тем меньше вознаграждения; чем меньше труда, тем больше вознаграждения». Неужели Путин и Медведев не понимают, что именно по этому принципу ныне организован труд в России и что именно в этом заключается главная угроза стабильности страны и даже её существования?

И, конечно же, этот роман должен стать настольной книгой для коммунистов, как и работа В.И. Ленина «Что делать?» Чернышевский ответил на вопрос «Что делать?» Нужно приближать будущее: «Будущее светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его…» В.И. Ленин в работе «Что делать?» ответил на вопрос, как же нужно приближать будущее. Путём диктатуры пролетариата и под руководством партии. Драматизм ситуации состоит в том, что задачи романа Чернышевского «Что делать?», которые считались утопическими (строительство социализма), в советское время были во многом решены. Но Россия из-за предательства горбачёвых вернулась во времена Чернышевского.

Нужно вновь делать то же, что было завещано Чернышевским, а позже Лениным, только делать намного лучше. «Пусть будет, что будет, – писал Н.Г. Чернышевский. – А будет и на нашей улице праздник».

Н.Ф. БОНДАРЕНКО.

Эта статья в PDF-версии газеты «Родина» от 26 июля 2018 г.   на сайте ЦК КПРФ ,   а также   на сайте Ставропольского крайкома КПРФ.

 
По теме
Ровно 30 лет тому назад, 27 марта 1994 года, получил путевку в жизнь законодательный орган нашего региона: всенародным голосованием был избран первый состав Государственной Думы Ставропольского края – 25 депутатов,
Руководитель социалистов Ставрополья Александр Кузьмин полностью поддерживает точку зрения лидера партии " СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ " Сергея Миронова,
В эфире радиопрограммы «Бизнес-среда» эксперты обсудили предстоящую налоговую амнистию для бизнеса, предложенную главой государства в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года.
Ровно 30 лет тому назад, 27 марта 1994 года, получил путевку в жизнь законодательный орган нашего региона: всенародным голосованием был избран первый состав Государственной Думы Ставропольского края – 25 депутатов,
Ставропольская правда
В посёлке Капельница Железноводского городского округа идёт активное строительство средней общеобразовательной школы на 500 мест - Единая Россия Строительство начато осенью 2023 года в рамках народной программы За ходом и качеством работ регулярно следит глава города-курорта Железноводска, секретарь местного отделения «Единой России» Евгений Бакулин.
Единая Россия
В Ставрополе мужчина обвиняется в причинении смерти по неосторожности - СУ СК РФ В следственном отделе по Промышленному району города Ставрополь следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении мужчины.
СУ СК РФ
В 2024 году планируется более 1500 выездов медицинских бригад в отдалённые территории Ставропольского края в рамках регионального проекта «За здоровье» - ТФОМС СК На Ставрополье продолжается практика выездов медицинских бригад в отдалённые территории края в рамках регионального проекта «За здоровье», инициированного Губернатором Владимиром Владимировым.
ТФОМС СК
Поделились опытом - Краевая больница 24 марта 2024 года сотрудники Ставропольской краевой клинической больницы приняли участие в конференции с медицинской общественностью Пятигорска,
Краевая больница
Поэты и писатели земли Ставропольской - ЦБС города Лермонтова Кавказская земля подарила миру  своих замечательных деятелей культуры. Не только в нашем крае, но и за его пределами известны имена ставропольских писателей и поэтов.
ЦБС города Лермонтова
Едины мы душой — 2024 - КПРФ В Ставропольской краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева состоялся городской фестиваль авторской песни и поэзии «Едины мы душой-2024» с участниками из ЛНР.
КПРФ