В КАДРЕ – «ЧЕЛОВЕК С ОРУЖИЕМ»

В КАДРЕ – «ЧЕЛОВЕК С ОРУЖИЕМ»
В КАДРЕ – «ЧЕЛОВЕК С ОРУЖИЕМ»
Фото: stavgubernia.ru

При имени известного российского артиста Александра Балуева сразу возникает образ человека в военной форме или, как говорят некоторые критики, «человек с оружием». Это потому, что он часто снимался в таких ролях, и потому, что в самом его облике преобладают черты мужественного человека с крутым характером.

Выбрал искусство

Александр Балуев

На самом деле он никогда не хотел стать военным. Перед глазами всегда был отец – кадровый офицер, которому приходилось жить по уставу, по воле высшего начальства да и просто в силу воинского долга. Отец, конечно, мечтал о том, что сын продолжит династию, но единственно чего добился, так это строгой дисциплины в семье. Саша, родившийся в декабре 1958 года в столице, хорошо учился, занимался спортом, но все равно больше склонялся к интересам матери, женщины интеллигентной и утонченной, которая с раннего детства водила его по театрам и концертам. Такое тесное соприкосновение с искусством и определило профессиональный выбор Александра. Решив стать артистом, после окончания школы юноша подал документы в Щукинское училище, но, очевидно, плохо подготовился, потому что провалился на экзаменах, даже яркая внешность при высоком росте в 187 сантиметров не помогла.

Неудача не сломила Александра, он устроился работать помощником осветителя на «Мосфильме» и стал серьезно готовиться к будущей профессии. Через год подал документы в Школу-студию МХАТа и был принят на курс известнейших мастеров сцены И. М. Тарханова и П. В. Массальского. В 1980 году Балуев закончил учебу в вузе и положенный срок отслужил в Центральном театре Российской Армии. Всего же он проработал на этой сцене шесть лет. Актерская судьба его складывалась неплохо, он играл в популярных постановках, которые пользовались успехом у зрителей: «Стрела Робин Гуда», «Часы без стрелок», «Рядовые», «Дама с камелиями»… Но что-то все-таки его не устроило, и он перешел в Театр имени М. Н. Ермоловой, где под руководством режиссера Валерия Фокина играл главные роли в спектаклях «Говори!», «Второй год свободы», «Калигула», «Снег недалеко от тюрьмы» и других. Было странно, что актера с такой заметной внешностью долго не приглашали в кино, но этот момент все-таки наступил.

Первые успехи

Крошечные эпизоды, сыгранные в неприметных лентах в 1981 – 1983 годах, не в счет, поэтому первой своей ролью в кино Балуев считает командира катера в фильме «Егорка», вышедшем в 1984 году. В 1985-м он получил тоже достаточно заметную роль соратника Кармелюка в одноименном фильме. И наконец, в 1988 году его утвердили на главную роль в остросюжетной ленте «Жена керосинщика», даже можно сказать, что на две роли, так как он играл там братьев-близнецов Удальцовых. На фестивале молодых кинематографистов эта его работа была отмечена призом «За лучшую мужскую роль». А потом приглашения следовали одно за другим, и с его участием выходили самые разноплановые ленты: «Ричард Львиное Сердце», «Конь Белый», «Лабиринт любви», «Посторонний», «Му-Му», «Затворник»… Разные образы требовали от артиста разного подхода, с чем он прекрасно справлялся. Однако наиболее широкую популярность принесла ему роль Федора, старшего брата главного героя в картине «Мусульманин». Он был достойным партнером Евгения Миронова, который играл солдата, вернувшегося из семилетнего афганского плена. Наградой Балуеву за участие в этой ленте были сразу две премии: «Кинотавр» в номинации «Приз за лучшую роль» в 1995 году и «НИКА» в номинации «Роль второго плана».

Большая занятость в кино, естественно, не лучшим образом отражалась на работе в театре. К тому же свободолюбивый характер Балуева протестовал против категоричного мнения режиссера, и он решил расстаться с театром. На съемочной площадке артист чувствовал себя свободнее, тем более что здесь допускалась импровизация, а нередко учитывалось и его мнение при постановке кадра. Да тут еще последовало приглашение в Голливуд!

В Голливуде

В 1997 году режиссер Мими Ледер решила поставить фильм «Миротворец» — о борьбе с терроризмом, и ей нужны были актеры с брутальной внешностью. В облике Балуева она и усмотрела крутого российского генерала. Правда, этот высокопоставленный советский военный, по ее замыслу, продает ядерную боеголовку террористам. Но Балуев решил не отказываться от возможности сниматься вместе с такими легендами американского кино, как Николь Кидман и Джорж Клуни. «Миротворец» имел колоссальный успех, и доля популярности досталась нашему артисту. Его задействовали в следующем голливудском фильме – «Столкновение с бездной», где он сыграл российского космонавта. Эта картина была еще более успешной, чем предыдущая, ее посмотрели более 300 миллионов зрителей — всех увлекали события, связанные с катастрофой в космосе, и потрясающая энергетика, исходящая от актеров.

Многие голливудские режиссеры обратили внимание на видного и талантливого русского актера, только видели они его в одном и том же образе – «русском офицере с плохими намерениями». Как заметил сам актер, он поневоле сравнивал себя «с картонным шаблоном», причем для второстепенных персонажей. Понадобилось еще какое-то время, чтобы Александр окончательно разочаровался в позиции американских режиссеров, которые не давали ему возможности работать творчески. В одном из интервью он признается: «Надоело играть тупых русских бандитов или агентов КГБ. А иных образов в основном не предлагают. Было бы что-то интересное, конечно, я бы согласился. После съемок в боевиках я понял, что русские актеры никогда не будут здесь равными с американскими». И Балуев вернулся на родину, где сразу окунулся в интересную работу.

Возвращение

Он снова надел форму, только на этот раз полицейского, поскольку в фильме «Маросейка, 12» рассказывалось о налоговых полицейских и оперативниках из спецподразделения под названием «Кобра». В «Спецназе» он перевоплотился в майора Платова с позывным «Клим». Вместе с самыми разными «героями в погонах» артист переходил из одной ленты в другую и всегда с неизменным успехом, что и выражалось в виде какой-либо награды. Так, за образ в фильме «Заказ» он получил приз в номинации «За лучшую мужскую роль» на XIII Международном кинофестивале, проходившем в болгарской Варне (2005 г.). В следующем году ему была вручена премия ФСБ в номинации «Актерская работа» за роль контрразведчика капитана Костина в телевизионном художественном фильме «Гибель империи». В боевике «Кандагар» он был летчиком Карпатовым, а в сериале «Жуков» «дослужился» до маршала. И во многих других картинах он предстает то сильным человеком из какой-либо госструктуры, то спасателем, то оперативником. Выдающийся режиссер Станислав Говорухин предложил ему несколько иной образ военного человека, в мелодраме «Благословите женщину» героика как бы проходит вторым планом, но зато на экране сильная личность, преданная своему делу. Даже о личной жизни главный персонаж Александр Ларичев говорит четко, по-военному: «Был женат. Теперь это обстоятельство устранено».

«Очень красивое кино»

Военных в фильмографии Балуева много, но есть и другие интересные образы. Например, Петр 1 в картине «Петр Первый. Завещание» или богатый бизнесмен Генрих, живущий в одиночестве. И уж совсем не похож на прежние персонажи русский дворянин Аркадий Ислаев в мелодраме «Две женщины», которую поставила известная актриса Вера Глаголева по пьесе Ивана Тургенева «Месяц в деревне». На его лице нет привычной суровости, напротив, прослеживается необычная мягкость и тревога за свою любовь, за благополучие семьи. Его партнером в этой истории о любовных терзаниях четырех человек был знаменитый британский актер Рэйф Файнс, сыгравший Ракитина, друга семьи, тайно влюбленного в Наталью Петровну, жену Ислаева, о чем муж догадывается. Поняв это, Ракитин уезжает: «для покоя друзей порядочный человек должен чем-то и жертвовать».

Интеллектуальное кино сейчас не в моде, но лента «Две женщины» способна задеть затаенные душевные струны, мне она понравилась тем, что о любви здесь почти не говорят, ее «переживают». Александр Балуев прав, когда говорит, что они сняли «очень красивое кино», которое должно понравиться молодежи, особенно тем, кто хочет разобраться в своих чувствах.

В создании душевного состояния главного героя Александру Николаевичу, наверное, помог и личный опыт. Он был женат на журналистке Марии Урбановской, гражданке Польши с русскими корнями. Познакомился с ней во время съемок в Коктебеле, куда она приехала с сыном и дочкой отдыхать, и влюбился так, что твердо решил жениться. Однако жизнь в разных странах, работа у него и у нее, другие обстоятельства не давали им возможности соединиться, поэтому Александр часто приезжал в Варшаву, чтобы повидаться с любимой женщиной. Только через десять лет, когда Мария согласилась переехать в Подмосковье, где Балуев почти достроил для нее новый коттедж, они узаконили свои отношения. Александр часто отсутствовал из-за постоянных съемок, поэтому заботы о новом доме легли на плечи жены. В 2003 году у них родилась дочь Анна-Мария, и Александр Николаевич был счастлив. Но в отношениях с женой все чаще возникали разногласия – сказывались тяготы быта. Вероятно, она нелегко переносила подобные перемены в своей жизни. Ей хотелось вернуться в привычную среду, и она уехала в Варшаву. Теперь Балуев часто летает в столицу Польши, чтобы повидать дочь. Что же касается новых отношений с женщинами, то артист старается держать их в тайне и заявляет, что он однолюб.

Свое 60-летие Александр Николаевич встретил в хорошей творческой форме. Он снялся уже более чем в ста фильмах, но по-прежнему предпочитает проводить время на съемочной площадке. Вернулся и в театр, только не в какой-то конкретный, а в антрепризу, которая позволяет выступать на различных сценах и работать с разными режиссерами.

Идиллия ДЕДУСЕНКО

Автор Идиллия Дедусенко
 
По теме
На сцене арт-центра состоится театрализованное представление по произведения детских писателей в исполнении юных актеров Мастерской мюзикла «Киви» (Ставрополь).
Наследники Лермонтова - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Новый культурный проект «Наследники Лермонтова», посвященный 210-й годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова, направлен на популяризацию художественного творчества великого поэта России и развитие креативных талантов молодежи.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова
Воссоединение Крыма с Россией - Арзгирский район которое произошло в марте 2014 года, событие исторического масштаба! События Крымской весны навсегда останутся в наших сердцах!
Арзгирский район
Ставрополь – врата Кавказа - Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова Культурная площадка «Всем городом!» продолжает цикл встреч молодых исследователей и экспертов, блогеров и авторов идей, направленных на развитие нашего города, и приглашает на встречу, посвященную истории Ставрополя.
Краевая универсальная научная библиотека им. М. Ю. Лермонтова