— Владимир, коллективу уже десять лет. Как менялась музыка «Лествицы»?
— Сначала ансамбль исполнял преимущественно духовные стихи а-капелла. Кстати, само название коллектива отсылает к одноименному крупному богословскому труду, написанному в VI веке византийским философом, игуменом Синайского монастыря Иоанном. Христианской церковью Иоанн Лествичник почитается святым.
Постепенно ансамбль наполнял репертуар другими фольклорными певческими жанрами. Затем «Лествица» стала перемежать аутентичное звучание инструментальным сопровождением: от гуслей до гитар, от перкуссионной группы [музыкальные инструменты для создания ритма — Прим.ред.] д о варгана [простой самозвучащий язычковый музыкальный инструмент — Прим. ред]. Так ансамбль направился в вокально-инструментальное русло.
Сегодня в репертуаре коллектива — произведения, созданные на основе музыкального материала из архивов фольклористов и собственных экспедиций. «Лествица» стремится привнести в фольклорный материал собственное видение. Разумеется, относясь к первоисточникам очень деликатно. Иногда мы можем немного изменить мелодию, но делаем это, придерживаясь рамок традиционной культуры.
— Как бы вы определили стиль звучания «Лествицы»?
— Пожалуй, наиболее подходящее определение стиля нашего ансамбля — творческая лаборатория звука. Если рассуждать форматами, которые понятны для аудитории музыкальных платформ, площадок, сервисов — это world music, этническая и фолк-музыка. Но мы не замыкаемся в границах какого-то одного стиля, а каждый раз ищем что-то новое.
— Расскажите об опыте записи альбомов, предшествующих релизам 2024 года.
— Наш первый альбом «Абрикосовая душа» вышел в 2017 году. К началу работы над нынешним проектом были записаны ещё два альбома. Они разнятся по звуку, структуре, трактовке материала, ощущениям от прослушивания.
Каждый альбом — это определённый этап творчества, означающий смену состава музыкантов, моих музыкальных предпочтений как автора и аранжировщика, наконец — подходов работы со звуком во время записи. Он как бы консервирует творческий процесс, незабываемое общение с ребятами, участвующими в записи, и передаёт тепло музыки, которую мы создавали.
Донести смысл и эмоции— Что представляет собой новый аудиопроект?
— Две работы вышли в один день и взаимно дополняют друг друга. В целом это 14 записанных произведений. Один альбом называется «Икось прикось», другой — «Коротёна». В записи участвовали восемь музыкантов. Владимир Гуськов (гусли, гитара, варган, вокал), Алексей Лис (этническая перкуссия), Антон Холомьёв (флейты), Павел Должиков (гитара), Ульяна Ищенко, Мика Малых, Ирина Сайко и Василиса Хрящёва (вокал).
Альбом «Икось прикось» повествует о разных человеческих судьбах, о выборе жизненного пути и о том, что влияет на мироощущение, мировоззрение людей: свадьбе, посте, рождении ребёнка. Это некий отклик разных культур и традиций, отражённый в болгарских, русских, белорусских, украинских народных песнях. «Коротёна» — более сдержанный по эмоциям и музыкальным краскам альбом. Он исповедальный, требующий от слушателя большего погружения в культурную традицию.
«Сеету», ансамбль «Лествица»— У альбомов есть концепция? Как «нащупывали» названия?
— Уважающий себя исполнитель не формирует альбом, хаотично набивая его треками. Необходима концепция, способная донести до слушателя эмоции, замысел автора. Альбом должен быть наполнен смыслами.
Мы — фольклорный коллектив и исполняем произведения, которые отложились в памяти народов, прошли многовековые испытания. Поэтому для названия уместны архаизмы — слова, которые в обиходе уже не используются, но отражают традиции и быт прежних столетий. «Икось прикось» — это дорога ни туда, ни сюда, в обе стороны равна. А «коротёна» — девичья сумочка, где хранилось, например, зеркальце или другая полезная мелочь. Она скрывалась под сарафаном. Название альбома ассоциируется с секретностью, потаённостью.
Вперёд в прошлое: ставропольская певица записала альбом в стиле world music— Как был организован творческий процесс?
— Два года назад поменялся состав. И вот он сыгрался, наметились произведения, которые полюбились, из них мы и отбирали материал для предстоящей записи. На запись ушёл месяц, еще полгода мы занимались свед е нием [с оздание из отдельных треков к онечной записи альбома — Прим. ред.].
В работе над альбомом «Коротёна» заметна роль московской фолк-певицы Василисы Хрящёвой. Она специально приезжала в Ставрополь для участия в записи. И ещё с нами дистанционно записывался музыкант из Подольска Антон Холомьёв.
Блеснули своим мастерством опытные ставропольские музыканты — Алексей Лис, Павел Должиков. А пришедшие в ансамбль вокалистки Мика, Ульяна и Ирина наполнили альбомы своими удивительными девичьими голосами и хорами. Ну, а я, помимо исполнительских функций, генерировал идеи и придумывал аранжировки.
«Океан-море» и «Комарик»— Какой трек задает настроение альбомам? Ваши любимые треки?
— Трек, задающий настроение альбомам, для каждого индивидуален. В альбоме «Икось прикось» я для себя отмечаю «Пойду за ворота», «Церковка» или «Океан-море». А во втором — «Коротёне» — пожалуй, назову «Комарик», «Карывать» или «Сеету». Но в зависимости от настроения, переживаний, восприятия может нравиться один трек, а потом другой.
«Карывать», ансамбль «Лествица»— Что из музыки вы слушали в период записи?
— Нас восемь человек, и все впитывают абсолютно разную музыку. Я наслаждался арт-роком, группами «Аукцыон», «Пикник». Но преимущество всё же осталось за аутентичным фольклором. Именно он и есть та основа музыки, которая во мне бурлит, кипит и не даёт покоя. Порой бывает, что неожиданно ночью в голову приходит идея, удачная музыкальная фраза. И я встаю, чтобы уловить этот творческий порыв, зафиксировать ноты, набросать аранжировку.
— Когда новые альбомы «Лествицы» можно будет услышать вживую?
— Альбомы выходят в первой декаде августа одновременно на разных интернет-площадках и платформах. Некоторые произведения звучали на наших выступлениях, но по-другому, не цельно и в другом контексте. Хотелось бы представить концертную программу, полностью состоящую из номеров альбомов 2024 года, в разных городах России — в частности, в Москве, Санкт-Петербурге, Суздали и Казани. Мы довольно давно не играли в Ставрополе, поэтому планируем в ближайшее время выступить в родном городе.
Культура 16 июля , 18:30 «Рукава шире, голоса ярче»: северянин переехал на Ставрополье, чтобы продвигать русскую культуру Статьи 7 июля , 17:21 Отражение прошлого в нотах: ставропольский ансамбль поразил слушателей на фестивале этнической музыки Культура 22 июня , 17:37 «Нащупываем идеальное звучание»: ставропольский джаз-ансамбль выступил с концертами в Москве Все новости