«Надо для людей отразить время»: художник из Пятигорска рассказал о своей работе и поездках на СВО

Фото: редакция «Блокнот Ставрополь»

В День защитника Отечества журналисты поговорили с Игорь Хоронько, художником из Пятигорска. В этот праздник он провел мастер-класс для военных и рассказал журналистам из «Блокнот Ставрополь», как пришел в искусство, где можно увидеть его работы и про свои поездки в зону СВО.

— Расскажите про свое детство, про свою семью. Они привили вам любовь к искусству?

Родился в Пятигорске в семье обычных рабочих. Они мне и привили любовь к искусству. Родители часто после работы делали копии известных картин, я заинтересовался этим. Не только картинами, но и самим процессом. Тогда у людей в позднее послевоенное время было принято украшать свои жилища репродукциями. Это было традицией. В основном родители делали копии для себя, иногда на подарок друзьям.

— Когда начали заниматься искусством? Были ли в роду художники или вы первый в семье начали писать картины?

В детстве и начал. Сначала просто смотрел за работой папы и мамы. Потом потихоньку и сам начал рисовать. Мне не препятствовали, даже наоборот, помогали. А профессиональных художников в семье не было. Родители хоть и делали репродукции, но были простыми рабочими. Бабушка любила вырезать лодочки из дерева. Это тоже меня заинтересовало.


Пленэр на усадьбе музея Н.А.Ярошенко в г.Кисловодске

Где вы учились этому? 

Сначала пошел в детскую художественную школу, потом пытался поступить, чтоб учиться дальше. Первый раз не получилось, и потом в армию пошел. После службы снова подавал документы в разные города, и меня опять не приняли. А с третьего раза поступил. Забавная ситуация, что я ездил и в Краснодар, и в Омск, а в итоге поступил совсем рядом с домом, в Ставрополе. Тут и закончил краевое художественное училище.

Брали ли потом уроки у именитых художников или вам хватило того образования, что вы получили?

Дополнительно уроки не брал. После учебы пошел работать художником-оформителем на предприятие в Пятигорске. А потом случилась перестройка. Что-то произошло буквально через три года со страной, и я отправился в свободное плавание. Стал писать сам уже. С тех пор так и пишу. Мое место работы — улица. Хожу на пленэры.


Художник за работой

У вас много пейзажей. Почему чаще всего этот жанр, и пишете ли вы в других?  

—  Бывает, портреты и натюрморты пишу, но не так часто. Все-таки пейзажи в приоритете. В них больше лирики. Они всегда вокруг нас, когда мы куда-то идем или едем, и они все разные, а мы всегда с ними в контакте. Даже одно и тоже место утром и вечером выглядят совершенно по-разному.

Вы часто пишете маслом. Работаете ли вы с другими материалами? Акрил, акварель, карандаш, уголь?

В художественной школе рисовал разными материалами: и акварелью, и пастелью. Сейчас редко ими пользуюсь. Карандашом и углем тоже работы есть. Сложно сказать, почему именно масло. Нравится, как оно смешивается, что в этот момент происходит. 


На открытии выставки

Вдохновлялись ли вы какими-нибудь художниками?

—  Постоянно. Есть такое, что в разное время нравятся разные авторы. Когда ты молодой, это одни авторы могут быть. Начинаешь учиться — уже другие, может даже более сложные для восприятия. Но это все рядом и постоянно. Мне каждый нравится по своему. У Васнецова сказки есть. Из его картин, помню, в детстве у нас висели «Богатыри» и «Аленушка». Коровин нравится, Ван Гог, Гоген, отечественные экспрессионисты. Немецкий художник Отто Дикс и Пикассо, вот такой весь кривой, своеобразный. Если к русским вернуться, то Репин еще. 


В Карабулаке

Некоторые поклонники работ художника говорят, что в родном городе Игоря Борисовича скоро закончатся улочки, которые он не отобразил на своих холстах. Так много времени он проводит на пленэрах на своей малой родине.

А вы писали одно и то же место несколько раз (в разные сезоны или спустя много лет)?

Да, такое часто бывает. Потому что то осень, то весна, то снег выпал, и уже все по-другому. Настроение от этого меняется. Зимой люблю архитектуру писать, тогда город более открытый, пока деревья голые. А когда наступают весна и лето, это место уже совсем другое. Появляется много зелени, и она закрывает здания. Еще бывает, что здание какое-то исчезло или его как-то изменили, это уже другая картина совсем получится.

Помимо реальных мест, вы пишите выдуманные сюжеты, писали ли картины по местам, которые видели во сне?

Бывает сюжет не полностью вымышленный, а немножко придуманный, с небольшой фантазией. Например, «Парковый пешеход в Кисловодске». Это скорее по воспоминаниям. Уже и не пленэр, и не фотографии, а то, что я запомнил. Или непогода на улице, можно и в мастерской поработать, это тоже немного придуманные картины. А по поводу снов, там немного другое. Это просто не то, что приснились, а когда ты об этом думаешь, о работе, как ее сделать, это обдумывается даже во сне. И сон может что-то подсказать.


Картина «Парковый пешеход в Кисловодске»

Как много мест вы посетили? Какое особо запомнилось?

Был во многих городах и в нашей стране, и за рубежом. У нас много красивых мест, и каждое со своей атмосферой. Даже в одном городе много чего можно нарисовать. В горы ездил и на море, совершенно другие ощущения, когда работаешь там. За рубежом был после 2000 года. Мне нравилась европейская архитектура. Но там я в основном не маслом писал, потому что тяжело все с собой носить. Делал графические работы. Не могу сказать, что какое-то место запомнилось, потому что каждый день индивидуальный, запоминается момент, а не место.

Писали картины в каких-нибудь экстремальных условиях?

Да, в Пятигорске писал, в мороз, было -10. В Луганске тоже холодно было, даже холоднее, около -12. В ливень попадал. Начал писать работу, и дождь пошел. Холст большой, никуда не уйдешь, пришлось заканчивать работу. Сейчас она в Ставропольском музее живописи висит. И в снег, и в очень ветреную погоду тоже работал.



Пленэрный мастер-класс для детей Луганской художественной школы

—  Бывали ли моменты, когда кажется что картина выходит ужасно, опускаются руки, и несколько дней вообще не хочется браться за кисть?

—  Нет, такого не было. Когда начинаешь чем-то заниматься, надо, чтоб это нравилось и удовольствие приносило. А если уже я страдаю, то это, наверное, не мое.

—  Где еще можно увидеть ваши работы? За рубежом проводили выставки?

—  В России много где покупали картины для музеев. Да и я сам дарил. Ессентуки, Пятигорск, Железноводск, Ставрополь, Краснодар, Ростов, Москва, Луганск, Кировск, Владикавказ, Грозный, Нальчик. Начинаешь вспоминать, и очень много городов получается, почти по всей стране. А за рубежом я в частные руки отдавал. В основном коллекционерам. Может, они куда-то в музей отнесли. В США, Канаде, Франции, Италии есть мои работы. Однажды японцам понравилась одна картина с Пятигорском, они купили. 


На международной выставке-форуме Россия с ВДНХ

Во время службы в армии вы продолжали писать картины?

—  Тогда я еще не писал картины на постоянной основе. Во время службы в основном занимались тем, что наносили военную обстановку на карты, бордюры красили.

Сейчас вы часто отправляетесь в зону СВО, не страшно там находиться? Почему вы решили, что события за «лентой» нужно запечатлеть на холсте?

Как бы там ни было, но надо для людей отразить время. Не просто со слов того, кто оттуда приехал, а именно вот с натуры. Встретиться с солдатами, общение, жить там где-то, как все это откладывает определенный отпечаток. Обычно езжу туда на две недели. Вот недавно выставку в Луганске проводили, после этого ездили в прифронтовую зону. Сейчас привез три картины, которые там написал. Но это пока не все. Еще рисунки делал, графические зарисовки.  


Картины, написанные в зоне СВО

Но Игорь Борисович не единственный житель Ставрополья, который побывал в зоне СВО. Ранее журналисты Блокнота  писали   о ставропольчанине, который около года назад вернулся с передовой, где получил серьезные ранения.

Алина Кулакова

Фото: социальные сети героя публикации


Новости соседних регионов по теме:

Необычная выставка открылась в Музейно-выставочном центре Реутова. Ее представили художники Алексей и Ирина Поляковы.
14:31 26.02.2024 Музейно-выставочный центр - Реутов
Сегодня в Центре современного искусства «Сопки 21А» в Мурманске состоится «финисаж» выставки «Digital Art» заслуженного художника Российской Федерации Анатолия Сергиенко.
10:33 26.02.2024 ИА Nord-News.Ru - Мурманск
В Музее Дубны открылась выставка, посвященная двум годам СВО, героям СВО, событиям, подвигам на фронте и работе волонтеров.
03:00 24.02.2024 OpenDubna.Ru - Дубна
19 февраля в Луганске прошла встреча творческой делегации из Татарстана Делегация из РТ посетила в Луганске выставку СВО и  краеведческий музей.
11:08 23.02.2024 Новости Заинска - Заинск
19 февраля в Луганске прошла встреча творческой делегации из Татарстана Делегация из РТ посетила в Луганске выставку СВО и  краеведческий музей.
10:55 23.02.2024 Заинск-информ - Заинск
В Мелитополе открылась выставка «Вместе» — на ней представлены картины художников из Крыма В историческом парке «Россия — Моя история» открылась выставка картин, которая продлится до 28 февраля.
17:56 22.02.2024 Melitopol-News.Ru - Мелитополь
 
По теме
Наш округ встретил участников традиционного патриотического автопробега «Эх, путь-дорожка фронтовая», посвященного 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
В эти дни в Пятигорске проходит Первая межрегиональная творческая лаборатория «Модельные меняют мир», организатором которой выступила Ставропольская краевая библиотека им.
Дорогие друзья! В связи с Праздником Весны и Труда (1 Мая) и празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941- 1945 (9 Мая), АНО ВО МГЭУ и филиалы будут работать в следующем режиме: 30 апреля,
«Библионочь-2024» - ЦБС города Лермонтова Работники библиотек города Лермонтова приняли участие в ежегодной акции «Библионочь», организовали и провели для своих читателей незабываемую Читателей детской библиотеки «Знайка» очаровал Азиатский стиль,
ЦБС города Лермонтова
Юбилей в кругу друзей - Ставропольская ЦБС С музыкой, песнями, поздравлениями и подарками библиотека № 2 отметила свой 70-летний юбилей 11 апреля.
Ставропольская ЦБС