— Елена Михайловна, когда вы написали первое стихотворение?
— В девять лет одним из моих любимых занятий было рисование. Время было предновогоднее, а тогда жители СССР очень активно поздравлял друг друга с Новым годом, отправляя друг другу праздничные открытки. Одну из них я положила перед собой и стала перерисовывать. На ней был изображён слонёнок на лыжах в смешной шапочке и перед ним была небольшая горка. Он готов был на этих коротеньких лыжах скатиться с этой горы. Затем я свою работу перевернула и написала: «Слон Антон в первый раз с горки скатится сейчас». Вот и всё. Я побежала к маме, показала, мама сказала: «Молодец», и продолжила заниматься своими делами, ни на кого моё литературное творчество в тот момент не произвело впечатления.
— И после этого вы стали выражать свои мысли и чувства в стихотворном виде?
— Нет, конечно. Я занималась спортом. У меня была собака, я жила нормальной детской жизнью. Училась на пятёрки, у меня были тренировки по акробатике, утренние и вечерние, занятия по хореографии. А в свободное время я очень любила читать: газеты, журналы, классическую литературу — поэзию и прозу. На каникулы мы ездили к бабушке с дедушкой на Украину. Я брала любимую книгу стихов Агнии Барто и читала, забывая обо всём. И вообще — в какой бы дом я ни входила, обязательно шла сначала туда, где стоял книжный шкаф, и потом все пили чай, ели плюшки, а я стояла у шкафа и меня было не дозваться.
В 12 лет я влюбилась в одноклассника — и сердце заговорило стихами. В это же время мне попала в руки достаточно редкая по тем временам книга Марины Цветаевой. Она меня просто захватила. Я читала её взахлёб и отдавала себе отчёт, что я мало там понимаю, зато всё чувствую. И вот это — свойство поэзии вообще: её можно не понимать, но если ты чувствуешь то, что написал поэт, это созвучно тебе, ты меняешься и приобретаешь какие-то новые взаимосвязи с миром. И вот так я читала Цветаеву, а параллельно в моей душе разрасталось вот это чувство первой любви. В одночасье я стала писать и сама, и стихотворения были похожи на цветаевские. Может, и сегодня отголоски творчества Цветаевой кто-то услышит. Это потому, что она мне была созвучна — в стилистике, в обилии тире, которое до сих пор мой любимый пунктуационный знак, каких-то восклицаниях, многоточиях и так далее.
А моё первое стихотворение в тот период было робким, первым шагом в стихосложение, даже не в поэзию, но для меня это было громом среди ясного неба, потому что в первый раз в своей жизни я говорила в стихах о том, что важно для меня, и это получилось.
Кто с миром говорит ?— Как рождаются стихи? Как у Маяковского: «Пришёл поэт. Легко разжал уста…»?
— Мне часто задавали этот вопрос: ты сидишь, страдаешь, вымучиваешь или это нечто другое? Наверное, всё индивидуально. Для меня стихи — это как молитва, как разговор с собой по душам, как с самым лучшим другом, преданным и верным. А после становится легко. Это и молитва, и исповедь, когда открываются какие-то моменты в тебе самом, твой потенциал открывается. Каждое новое стихотворение — это новое открытие и себя, и своих возможностей. И я в последние годы думаю, что это даже и не мои возможности — мне кажется, что это через меня кто-то говорит с миром.
— А когда пишете стихи, вы анализируете, как это происходит?
— Я сейчас стала больше задумываться, как я это всё делаю. Ну откуда я беру, допустим, какие-то такие слова, как «целолеточеловечий долгий поцелуй». Вот откуда он взялся у меня в такой форме? Это короткое стихотворение.
«Это небо. Это лето.
Это ты и я.
Ни вопроса, Ни ответа
А поля, поля.
Солнце село. Тает вечер.
Тишине даруй
Целолеточеловечий
Долгий поцелуй…»
Когда я это писала, разве я знала, что я это так напишу? Поэтому я скажу, что жить интересно, писать стихи — невероятно прекрасно.
«Читал и плакал»— Согласны с утверждением, что стихи часто обладают психотерапевтическим эффектом?
— Пишешь в разных состояниях: бывает, очень расстроен, обижен, не понимаешь, что происходит, удручён, брошен — и такое в моей жизни было. И вот этот разговор с самим собой внутри себя, открытие каких-то внутренних истин, опор — оно даёт возможность выдохнуть, задышать заново и восхищённо. Вот только что ты был убит, раздавлен, сил нет, а теперь — улыбаешься, и ты заново живёшь, всё прекрасно.
— Когда поняли, что ваше творчество может быть интересно и другим?
— Долгое время я писала стихи для себя и о себе и была неизвестна. Это был разговор с самой собой. И когда потом мои стихи стали находить путь к читателю, это меня очень сильно поражало.
Однажды у меня вышла книга избранной лирики «Трамвайчик». На одном творческом вечере ко мне подходит мужчина и говорит: «Елена, я всю ночь читал вашу книгу и плакал». Когда мужчина плакал всю ночь — это, конечно, весомый аргумент в пользу того, как это работает. Это в чём-то и психотерапия. Я считаю, мне вообще не нужен психотерапевт, потому что все свои чувства я выливаю в стихи. А люди говорят: «Когда мне плохо, Лен, я открываю твои стихи, читаю. И в них столько света, доброты, тепла, покоя!». И это очень важно для меня.
«Кошке — макарошки, собаке — макараки»— Как вы стали писать для детей?
— Писать для детей — классно, здорово, замечательно! По официальной версии, как детская поэтесса Елена Гончарова родилась, когда стала писать стихи своим детям. На самом деле это произошло немного раньше, когда я вела занятия по развитию речи в детском саду. Как-то я ехала к своим любимым группам, и вдруг подумала, что нужно бы взять стихи коротенькие и разыграть их с детьми. Я вспоминала, какие знаю, но ни одно мне не подошло. И тогда я написала свои: «Три таракана».
« Три таракана спешили домой:
Один вприпрыжку, спокойно второй,
А третий полз медленно — был он хромой...»
Разыграли мы этот стих во всех группах, а потом меня стали просить ещё поиграть в стихи и в театр. Но, конечно, более активно детской поэзией я занялась, когда стала мамой. Мои дети любили макароны и однажды, когда я их варила, меня подгоняли: «Мама, ну, когда уже, готовы или нет?». Я для потехи, помешивая ложкой макароны, стала рифмовать. И вдруг появилось стихотворение, которое я потом назвала «Макаронной считалочкой»:
«У вороны — макароны
Вкусные, капустные.
Их в гнезде своём ворона
Варит всем без устали:
Кошке — макарошки,
Собаке — макараки,
Свинке — макаринки,
А корове — макаровья!
Уплетайте на здоровье!»
Я эти стихи писала для себя и своих детей. А через некоторое время мои коллеги —Андрей Недавний и Станислав Ливинский предложили к моему дню рождения провести творческий вечер с участием трёх поэтов. (С тех пор такие ноябрьские вечера стали традиционными и проходят ежегодно — Прим. ред. ). Идея мне понравилась безумно. И на первом вечере меня попросили прочитать свои стихи для детей. Я прочитала.
Пингвины на льдинах стоят и вздыхают.
Устали, замёрзли и не отдыхают.
Их лапки — ледышки, а клювы — сосульки.
Пингвины-малышки, пингвины-бабульки.
Прижались плечами, стоят неподвижно.
Им чашечка чая была бы не лишней!
Мне мама на завтрак даёт по рублю:
Я чайных пакетиков много куплю.
Огромной посылкой: — Пингвины, встречай!
Отправлю на Полюс спасательный чай.
Растоплены льдины в крутой кипяток,
Теплеют пингвины: — Спасибо, браток!
Мы чая напились и дразним моржей,
А то разучились смеяться уже!
А после ко мне подошёл мой коллега по работе в Нотариальной палате Иван Кашурин (Елена работает помощником президента Нотариальной палаты Ставрополья - прим. ред.) и предложил издать книгу моих детских стихов. Вот если есть счастливые моменты в моей жизни, то их несколько: это дни рождения моих детей — Настеньки, Фёдора и Софии — и тот момент, когда мне предложили издать книгу. Так появился «Полосатый понедельник». И конечно, тот день, когда эта книга была презентована — 6 июня 2015 года.
«Круг Авроры»— Вы часто встречаетесь с читателями, в том числе с детьми, подростками. Какой совет им дали бы?
— Я очень люблю встречи с детьми. Они мне задают разные вопросы, и часто я понимаю, что многие из них тайно или явно тоже пишут стихи. И обязательно говорю: «Ребята, продолжайте писать. Верьте в себя и самое главное в этом процессе — не останавливаться». Количество прилагаемых усилий, это я знаю по себе, всегда приводит к качеству.
Я знаю истории молодых ребят, которые писали стихи и встречали тех или иных литераторов, которые их критиковали из лучших побуждений. И после этого человек переставал писать. Но никто сразу не становится признанным гением, это крайне редкие случаи. В основном это большая работа над собой.
Елена Гончарова никогда, наверное, не дожила бы до тех стихов, которые пишутся сегодня, если бы не было читателей. И, конечно, если бы не было моей семьи, моих детей, мамы и папы, которые меня всегда и во всем поддерживали. То есть, здесь у меня полный воздух. Я говорю и творю так, как я хочу.
— В вашем творческом багаже есть ещё и десятки песен, к которым вы написали стихи. Расскажите об этом.
— Появляется тот или иной музыкант и говорит: «Лена, мне так понравилось это стихотворение, я хочу сделать песню». И делает. Иногда просят написать припев. Большинство песен, написано и записано авторами-исполнителями. Стихи и музыка — это очень сродные стихии. Потому что ритмика в поэзии и в музыке — это основа. Если я пишу стихи на ту или иную музыку, я нахожу опорные, ударные слоги. И если брать размер музыкальный, я понимаю, в каком слове в этой музыке, в какой строфе должно быть ударение, но это техника. Важно же ещё попасть душевно и идейно.
Одним из недавних проектов, в которых я участвовала, был мультфильм «Круг Авроры» о людях с инвалидностью. Песня Сергея Гуляева на мои слова звучит в конце фильма. Песни на мои слова прозвучали и в двух спектаклях академического театра драмы имени Лермонтова.
— 13 ноября вам исполняется 50. Что в планах?
— Мне очень интересно знать, как пройдёт следующая половина моего века, потому что первая меня не разочаровала. Я немало сделала открытий для себя, написала немало стихов, издала книги, познакомилась с многими замечательными людьми и нашего города, и края, и страны. И этот широкий мир, я уверена, будет со мной и дальше.
«Я — амбассадор математики в искусстве»: ставропольская художница — о пути к своей мечте и способе мышления в живописиА в самых близких планах — издание книги, серьёзной, взрослой, настоящей. Книг у меня не так много, зато наборов открыток много, публикаций в альманахах, черновиков, неопубликованных работ. Хочется, чтобы это была не брошюрка. Я люблю, чтобы всё было красиво внутри и снаружи. Также второй том «Полосатого понедельника» ждёт юных читателей и поклонников всех возрастов. Работаю с детскими театрами, которые готовят постановки по моим стихам. Такой опыт тоже есть.
И конечно, в библиотеке имени Лермонтова пройдёт мой традиционный ноябрьский творческий вечер. В этом году он будет необычным. Жду в гости всех!
Ранее сообщалось, что в Ставрополе прошёл интерактивный сольный концерт Николая Голубова. Зрители сами стали авторами одной из композиций.
Культура Сегодня, 12:18 Погладить кота, посидеть в рубке, поиграть в песочнице: чем удивляют читателей ставропольские библиотеки Тест 9 ноября , 13:17 «Светит незнакомая звезда»: тест к юбилею Александры Пахмутовой Общество 7 ноября , 16:50 Центры молодёжного творчества Ставрополья получат 12,5 млн рублей на развитие Все новости