Премьеры Ставропольской драмы радуют зрителей разных возрастов

Премьеры Ставропольской драмы радуют зрителей разных возрастов - Ставропольская правда
Премьеры Ставропольской драмы радуют зрителей разных возрастов - Ставропольская правда
Фото: img.stapravda.ru

© Фото Юрия Скибина

И детского, и взрослого зрителя порадовал Ставропольский академический театр драмы им. М.Ю. Лермонтова, представив премьеры для каждой из аудиторий. В «сказочном» репертуаре появилась «Алиса в стране чудес» Л. Кэролла, а старшему поколению предложена «Награда женщине, или Укрощение укротителя» Д. Флетчера.

Обе постановки, безусловно, не просто украсили афишу театра, но и уже привлекли к себе особое внимание. И тому есть причины. Прежде всего это связано с именами постановщиков. «Алиса в стране чудес» – первый режиссерский опыт на родной сцене заслуженной артистки России Ирины Баранниковой. Ранее была всколыхнувшая публику довольно интересная версия мюзикла – вокально-хореографический спектакль «Амадей», посвященный судьбе Моцарта. Уже в той работе режиссерская рука Ирины Баранниковой проявилась очень выразительно. И вот теперь театр, в котором Ирина столько лет блистает в самых разных ролях, стал для нее еще и площадкой постановочной.

Вообще-то, это очень непростой процесс: выйти из «кожи» артиста, действующего под четким руководством режиссера, и пуститься в самостоятельное плавание… Да еще с такой необычной вещью, как «Алиса...», хотя и популярной в детских массах, но все же не будем забывать специфичность жанра фэнтези, трудно выразимого средствами традиционной сцены. Правда, речь идет об инсценировке, сделанной профессионалом этого направления — петербургским актером, драматургом и режиссером Владимиром Глазковым. Однако смелость Ирины Баранниковой налицо: ведь надо же соблюсти старый закон театра — для детей нужно делать еще лучше, чем для взрослых!

Скажу сразу: творческая заявка удалась однозначно. Спектакль получился действительно сказочный: красивый, музыкальный, по-своему романтичный, добрый, словом, такой и нужен маленькому зрителю, которого родители наконец оторвали от планшета с компьютером и привели в живой театр. Именно живой, где до актера на сцене практически рукой подать. А рядом дышат, смеются, шепчутся десятки сверстников, но что важно — ни одной конфеты не было съедено в зале во время спектакля! Хотя конфеты, несомненно, были у многих в карманах… Но ведь не съели не потому, что нельзя, а просто было интересно! Интересно восхищаться великолепными цветами-гигантами, ожившими и заговорившими с героиней, вслушиваться в диалоги необычных персонажей, в общем, погрузиться в волшебный мир и вместе с Алисой недоумевать: что бы это все значило, «когда ты то большой, то маленький, то такой, то сякой, то этакий – все как-то путается, правда?»… А как вам улыбка кота во весь задник сцены? Вот ведь права Алиса: «Кот с улыбкой – и то редкость, но уж улыбка без Кота – это я прямо не знаю, что такое»…

«Взрослую» премьеру представил еще один не менее смелый, хотя и имеющий гораздо больший постановочный багаж Михаил Ковальчик. Белорусского гостя с нашими — пятигорскими — корнями театралы знают по целому ряду постановок на сценах сначала Пятигорской оперетты, потом Ставропольской краевой филармонии и краевой драмы. Главный режиссер Белорусского академического музыкального театра М. Ковальчик в предыдущих двух сезонах успешно работал со ставропольской труппой над музыкальными постановками русской литературной классики «Недоросль» и «Дубровский», найдя в драматической труппе немало талантливых вокалистов, прекрасно вписавшихся в жанр мюзикла. Теперь предлагает нам классику английскую, да еще более почтенного возраста: Джон Флетчер — драматург шекспировской эпохи. И разве не смелость в век гаджетов и повального практицизма вдруг погрузить нашего современника в мир персонажей столь далекого, даже экзотического прошлого? К тому же пьесы этого автора, как говорят профессионалы, наполнены такими ходульными воплощениями добродетелей и пороков, что от них за версту несет назидательным морализаторством. Впрочем, этим автор не ограничивается. Один из видных еще советских литературоведов подмечал в пьесе Флетчера и фривольность, и пресловутые сексуальные мотивы, столь популярные в современном театре, кино, литературе «et cetera»...

© Фото Юрия Скибина

О, не пугайтесь! Ничего эдакого нравоучительного или, наоборот, рискованного, к счастью, нет в спектакле Михаила Ковальчика. Зато здесь, как и следовало ожидать от этого режиссера, много музыки, песен, танцев, плюс эффектные сценические костюмы в придачу. Флетчеровскую «Награду женщине, или Укрощение укротителя» не случайно называют полемическим сиквелом знаменитой шекспировской «Укрощение строптивой». Ибо в этом сюжете мастер по укрощению строптивых жен Петруччо сам превратился в объект укрощения! Битва полов, борьба против женского неравенства, феминизм шестнадцатого века – называйте это как хотите, главное, что зрителю любопытно наблюдать за происходящим.

А самое любопытное здесь, по-моему, то, что пьеса пятивековой давности при всем внешнем средневековом антураже ничуть не устарела по смыслу. Больше того, ее витиеватый внешний вид даже помогает современному прочтению: подаваемый со снисходительной иронией (ну что возьмешь с «феодалов»!) материал как-то красочно-причудливо сочетает в себе пародию и своего рода шутливый экскурс в историю феминизма. И для режиссера, и для актеров это наилучший способ приблизить нынешнего зрителя к проблемам личной жизни тех самых «феодалов». Сердечные муки героев времен Шекспира и Флетчера мало чем отличаются от страстей, переживаемых в ХХl веке: вечный вопрос «кто в доме хозяин?», как известно, не решен и поныне.

Что роднит обе такие разные премьеры – это их ярко выраженная костюмность. Тут уж такое открылось поле для творчества художников! И артисты прямо наслаждаются столь эффектным преображением. И публике это не может не нравиться — красиво же! Есть, однако, и большая разница. В «Алисе...» порой затруднительно в том или ином сказочном персонаже разглядеть конкретного исполнителя, так крепко они «закамуфлированы». К счастью, маленький зритель пока еще не очень-то вникает в театральные программки с фамилиями актеров. Которые, кстати, собрались все замечательные, начиная с самой Алисы в исполнении Бэллы Шахназарян и заканчивая мышками, ящерицами, лилиями и т. д.

Ну а публика постарше с удовольствием разглядывает умопомрачительные наряды заслуженных артистов России Александра Жукова (Петруччо), Александра Ростова (Петроний), Бориса Щербакова (Морозо), артистов Евгения Задорожного (Софокл) и Константина Юрченко (Роланд). Само собой, не отстает от мужчин и «лучшая половина» – артистки Елена Днепровская (Мария), Анастасия Поделякина (Ливия), Полина Полковникова (Бьянка)… Всех, конечно, не перечесть, важно главное: ансамбль получился во всех отношениях классный, слаженный, вдохновенный. Старшее поколение великолепно, среднее — блистательно, младшее — задорно, разве не идеальное сочетание? Прибавьте сюда залихватские пляски средневековой молодежи а-ля жига: это вам не жеманные церемониальные бас-дансы, предшествовавшие полонезам. Вновь на высоте и ставропольские мастера оформления: композитор Евгения Сафронова, художник по костюмам Наталья Шевякова и их белорусская коллега балетмейстер Юлия Михайлова. Трогательная составляющая спектакля — стихи, написанные заслуженным артистом России Владимиром Аллахвердовым: недавно ушедший от нас аксакал сцены продолжает жить в работах родного театра!

Сам же театр, как видите, продолжает радовать зрителей разных поколений. Вот уж поистине — все возрасты покорны Мельпомене! И полный зрительный зал тому ярчайшее подтверждение. Народ от мала до велика идет в этот зал за красивыми, яркими впечатлениями, за добром и любовью, за теплотой чувств. И если уже в раннем возрасте маленький зритель получает все это в театре, а не с экранчика гаджета, он обязательно сюда придет еще и еще. Экранчик в любой момент можно выключить мановением пальца, а живой театр не выключается, он остается в сердце. Он хорош и самоценен со времен Шекспира и Флетчера, какими бы древними они ни казались на первый взгляд. И «Алиса...», и «Укрощение...» – классика, отлично выдержавшая испытание временем.

Наталья БЫКОВА

 
По теме
В Ставропольском краевом театре кукол премьера «Мухи-цокотухи» - Ставропольская правда © Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ © Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ © Фото: Дмитрий СТЕПАНОВ Ну раз ставропольская погода в декабре не желает быть снежно-предновогодней, а вполне себе осенняя, решила к нам с вами залететь… муха.

19.12.2019
ГРАН - ПРИ ЗА ФИЛЬМ «ДАНИЛЫЧ» - Ставропольcкие ведомости На Русском кинофестивале в Москве документальный фильм о режиссере и актере домашнего театра «Оптимисты» из села Старомарьевского Грачевского района Ставропольского края - Михаиле Даниловиче Литвинове - завоевал Гран-при.

10.12.2019
 
ГАСТРОЛИ И ПРЕМЬЕРЫ ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ - Ставропольcкие ведомости Завершается Год театра в России, но продолжается, на радость зрителям, насыщенная творческая деятельность профессиональных театров Ставрополья.

26.11.2019
Премьера нового спектакля - Газета Кавказская здравница Год театра, объявленный руководством нашей России, заканчивается в этом декабре.

25.11.2019
Удивительная страна (Чехов о Кавказе) - Музей Дача Шаляпина А.П.Чехов родился в 1860 году 29 января. Мог ли знать мальчик, родившийся в провинциальном Таганроге, что его имя будет греметь на лучших сценах мира, а его пьесы войдут в сокровищницу мировой литературы.

29.01.2020
 
Возрождая казачьи традиции - Газета Кавказская здравница Минераловодские казаки совместно с фондом «Терское общество любителей казачьей старины», который возглавляют атаман Минераловодского ГКО и первый заместитель (товарищ) атамана Терского войска Олег Губенко,

29.01.2020
На Ставрополье водитель бросил пострадавших людей после ДТП - Ставропольская правда © Фото: УГИБДД России по СК Вечером 28 января в Благодарненском округе Ставрополья на 48 километре дороги «Светлоград – Благодарный – Буденновск» водитель «Mazda -6» при обгоне выехал на встречную полосу и врезался в «ВАЗ-21150».
Ставропольская правда
29.01.2020
В Ставропольском изомузее открылась выставка художника Виктора Михайлова - Ставропольская правда © Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств © Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка произведений
Ставропольская правда
28.01.2020
На Ставрополье открыт сбор средств на уникальное издание фотографа Валерия Мельникова - Ставропольская правда © Фото: Александра Аникеева © Фото из личного архива Валерия Мельникова © Фото из личного архива Валерия Мельникова © Фото из личного архива Валерия Мельникова © Фото из личного архива Валерия Мельникова ©
Ставропольская правда
29.01.2020
© Фото: Екатерина ПЫШНАЯ Эти гордые слова доносились из каждой колонки, громко играла музыка, в толпе танцевали студенты колледжа искусств, а рядом беседовали местные знаменитости и журналисты.
29.01.2020 Ставропольская правда
«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы»,
28.01.2020 Ставропольcкие ведомости
«В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановляю провести в 2020 году в Российской Федерации Год памяти и славы»,
28.01.2020 Ставропольcкие ведомости
Крещенский теннисный турнир - Газета Благодарненские вести В ФОК «Колос» состоялся открытый турнир Благодарненского городского округа по настольному теннису.
Газета Благодарненские вести
29.01.2020
Во главе турнирной таблицы - Газета Кавказская здравница В рамках мужского чемпионата России по волейболу в высшей лиге «А» с участием 18 клубов состоялся 5-й тур.
Газета Кавказская здравница
29.01.2020
© Фото: Максим Викторов © Фото: Максим Викторов Более шестисот спортсменов собрали в Ставрополе первенство края по рукопашному бою среди юношей и девушек до 17 лет, юниоров и юниорок 18-21 год.
28.01.2020 Ставропольская правда