В этом году крупнейший музей мира – Государственный Эрмитаж – отмечает свое 260-летие. В постоянной экспозиции «Золотая коллекция» краевого музея изобразительных искусств в настоящее время работает выставка, где можно познакомиться с произведениями, поступившими в 1964 году в собрание музея из Эрмитажа на постоянное хранение.
Среди них небольшой холст, связанный с историей создания коллекции Эрмитажа. Под номером 164 в числе 225-ти картин он был приобретён за границей по указу императрицы Екатерины II для устройства в Зимнем дворце «Эрмитажа» (по-французски «уединённый уголок»), где она предавалась бы настроениям и впечатлениям.
Затем его унаследовал Павел I, о чём свидетельствует красная сургучная печать на подрамнике с его вензелем.
Автор произведения «Детский хоровод» Джулио Карпиони (1613-1678), уроженец Венеции, живописец и гравёр эпохи барокко, работавший над религиозными и мифологическими сюжетами, выполнявший заказы церкви на монументальные росписи. В возрасте 29-ти лет Джулио поступил в ученики к художнику Иль Подаванио, представителю художественного направления позднего маньеризма. С 1638 года жил в Виченце, небольшом итальянском городке. Писал небольшие по размеру произведения с изображением вакханалий, галантных сцен, а также создавал монументальные композиции для интерьеров особняков знаменитых личностей. Например, Макиавелли (Макьявелли) Никколо (1469-1527), итальянского политического деятеля, мыслителя, историка, писателя. Существует термин «макиавеллизм» для определения политики, пренебрегающей нормами морали.
Александр Бенуа, известный художник и историк искусства, какое-то время работавший хранителем живописи в Эрмитаже, в своём исследовании «История живописи всех времён и народов» так отзывался о Карпиони: «прекрасный чистый живописец итальянского барокко, связывающий в одно гармоничное целое реминисценции старых венецианцев, Караваджо и Гверчино с элегантностью позднего барокко».
Точное время создания этого небольшого живописного произведения не известно, но, судя по годам жизни его автора, это значительно более трех веков назад. Таких вещей в музейной коллекции единицы, это поистине раритет собрания.
«Детский хоровод» проходит у гермы Приапа, скульптурного образа античного бога плодородия, защитника садов, виноградников, пчёл и овец, которому поклонялись в Греции и Италии. Он увит цветочными гирляндами. Сцена развернута в пейзажной среде. Она играет определяющую роль. Выполнена под влиянием французского художника Никола Пуссена, который долгое время жил в Риме. Цветовой строй в работе Карпиони с его поэтической выразительностью светлых и нежных цветов близок живописи Пуссена, основанной на чистоте и определенности локальных красок, гармонически дополняющих друг друга.
Контрастом света и тени достигается энергичная пластика форм. Танцевальный ритм – лейтмотив картины.
Убедитесь сами, встретившись с подлинником в музее.