Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы

Спасение марсиан, советские дети и много музыки: каким будет новый фильм пятигорского режиссëра
Уроженец Владикавказа Анатолий Шульев стал главным режиссëром театра им. Вахтангова
Сближает семью: режиссёр «Испытания аулом» — о том, как создавался фильм, и новых проектах
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фильмы из сновидений и съёмки в мороз: ставропольский режиссёр о вдохновении и трудностях работы
Фото: pobeda26.ru
Ставропольский режиссёр Мария Дибижева в 2024 году стала первым на КМВ членом союза кинематографистов России и второй в крае, кто удостоился этого звания. «Победе26» она рассказала, как решила прийти в индустрию, кто её вдохновляет и с какими трудностями сталкивается в работе. «Считаю себя фаталисткой»

Мария Дибижева — молодой режиссёр из Предгорного округа. Закончила Кубанский государственный институт культуры и искусств. Училась на кафедре телерадиовещания. В 2022 году получила гран-при международного фестиваля «Хрустальный источник» за короткометражную картину «Гречанка». За учебный фильм «По душам» завоевала гран-при кинофестиваля «Алые паруса» в Сочи. Также среди её наград дипломы и статуэтки краснодарского кинофестиваля «Молодой Киновек».

Ставропольчанка вошла в шорт-лист кинофестиваля «Короче» с фильмом «Молитва» и с ним же заявлена в шорт-листе «Санденс». А недавно её киноленту «Обряд» взяли в шорт-лист фестиваля «КиноКавказ», который проходит в Нальчике.

Мария, какие темы вы поднимаете в своём творчестве?

Мне близки экзистенциальные темы о смысле жизни, свободе и духовности. Считаю себя фаталисткой, поэтому мои герои также испытывают влияние судьбы на себе. Несложно догадаться, в каком жанре созданы фильмы. Подсказка — это драма.

Как вы  пришли в  профессию?

Меня всегда тянуло к  гуманитарным наукам и  безумно искушал кинематограф. Для меня поход в  кино становился, в  прямом смысле слова, грандиозным событием. Атмосфера кинозала, бегущие по  коже мурашки от  эффектов и  игры актёров  — всё это производило на  меня неизгладимое впечатление. И  по  сей день я  испытываю подобные чувства. Если иду на  сеанс с  кем-то, обязательно слежу за  реакцией этого человека и  параллельно за  поворотами сюжета.

Была мечта стать актрисой, но довольно быстро пришло осознание, что не соответствую «экранному эталону» и что за кадром тоже трудятся люди, вклад которых в кинопроцесс не менее важен. Я искренне верила, что, выбрав режиссуру, стану единственным экземпляром в своей семье, но позднее узнала, что есть дядя — кинорежиссёр. Радует, что мой путь в кинопроизводстве складывается без глобальных протекций и «мягких перин».

Сон Феллини

Кто ваш любимый режиссёр и  что любите смотреть из  кино?

⁠На втором курсе института наш мастер Григорий Гиберт познакомил нас с творчеством итальянских неореалистов, и мы максимально начали изучать творчество Федерико Феллини, Микеланджело Антониони и других. Я успевала смотреть больше, чем задавали. В то время меня покорил режиссёрский стиль Феллини, его взгляд на мир и на саму форму экранного произведения. Его фильмы словно сотканы из сновидений: интересно наблюдать за развитием сюжета и ещё интереснее интерпретировать образы, потому что не всё так просто, как кажется на первый взгляд.

Феллини — величайшая фигура в истории мирового кинематографа. Мне было принципиально важно разобраться в его творчестве. Я нашла в его дневниках историю о сновидении, которое беспокоило его на протяжении 15 лет. Собственно, его толкование и легло в основу моего документального фильма-реконструкции.

До этого никто не снимал об этом сновидении мастера Феллини и даже не упоминал о нём. Забавно, что спустя пару лет после защиты моего диплома вышел документальный фильм итальянской киностудии, в котором реконструировали как раз эту историю.

«Главное — научиться отпускать фильм»

Что для вас значит кино? 

Это прозвучит банально, но для меня кино постепенно становится смыслом жизни. Как бы плохо я себя ни чувствовала, какие бы тяготы в жизни ни испытывала — съёмочная площадка переносит меня туда, где мне хорошо. Как будто это параллельная вселенная, в которой можно стать по-настоящему счастливым.

Расскажите о  «Хрустальном источнике». Вы  — обладатель гран-при. Что вам дало участие в  фестивале?

Изначально я отдаю себе отчёт в том, что моё кино ориентировано больше на фестивального зрителя, нежели на обывателя. Поэтому стараюсь отбирать фестивали, прежде всего, по тематике. Я пришла также к выводу, что участие без призов даёт не меньше преимуществ, чем статуэтка на полке.

Главное, чтобы твоё кино, во-первых, оценило опытное жюри. А они видели всякое, поверьте. Во-вторых, чтобы зритель запомнил кино, а это уже победа. В-третьих, научиться отпускать фильм в свободное плавание после фестивалей.

«Считаю себя зимним режиссёром»

Какими качествами, на  ваш взгляд, должен обладать хороший режиссёр?

Хороший режиссёр должен постоянно учиться и повышать квалификацию. Считаю, что нельзя освоить дело один раз и на всю жизнь, у любого направления есть тенденции. На мой взгляд, это коммуникабельный и открытый человек. Не тиран, хотя все привыкли считать, что, чем громче режиссёр кричит на команду и актёров, тем он круче. Это не так. Важно быть адекватным и в меру лояльным. Кино создают люди, и без учёта человеческого фактора тут никак.

С какими трудностями вам как режиссёру приходится сталкиваться?

Начиная с написания толковой истории и заканчивая монтажом. Так сложилось, что режиссёры априори не ищут лёгких путей. Считаю себя «зимним режиссёром», а это влечёт за собой работу при температуре -17 градусов и ниже. Были случаи, когда у нас переохлаждалась техника, сгорали от снега электроприборы, болела группа и актёры.

Все эти жертвы ради удачного кадра не проходят бесследно. На крайнем моём проекте я впервые переболела ветрянкой. Это в свои 28 лет! На этапе пост-продакшена у меня периодически выходят из строя жёсткие диски и слетают программы для монтажа. Можно к трудностям отнести и конфликты с группой, но, благо, такие случаи встречались редко. Стараемся работать дружно и вместе преодолевать все невзгоды.

«Отношусь к фильмам как детям»

У  вас в  фильмографии немало короткометражек, поделитесь вашей самой любимой. 

⁠Трудно выбрать какую-то одну, потому что отношусь к  ним как к  своим детям. Каждая рождалась в  муках, но  в  итоге приносила колоссальный прилив эндорфинов и  давала немало поводов для гордости.

Над каким фильмом работаете сейчас? 

На сегодня в работе два проекта — полный метр и мини-сериал. Они на этапе разработки сценария. С сериалом всё непросто. Как зритель я не нахожу времени на просмотр новинок и мне проще посмотреть полный метр, чем проживать историю, предательски разбитую на серии. Написание сценария для сериала, конечно, интересный и, безусловно, необходимый опыт.

Мне кажется, режиссёр всегда в  работе: если он  не  снимает в  данный момент, значит он  только пишет историю, а  если не  пишет, то  она только созревает у  него в  голове.

Полный метр — моя основная цель. Давно пора дебютировать с полнометражным фильмом, однако, права на ошибку у меня нет. Готовлюсь морально и, конечно, финансово. Большое кино требует больше вложений и всевозможных усилий. Даю себе время на неторопливое планирование. К счастью, есть такая возможность, потому что не привязана ни к какому продакшену.

«Сначала нужно воспитать кадры»

Как, по  вашему мнению, развивается киноискусство на  КМВ и  на  Кавказе в  целом?

Я наблюдаю такую картину: в ближайших республиках, к примеру, в КЧР и КБР уже давно существуют киностудии и даже учебные заведения с уклоном в кинопроизводство. В Ставропольском крае проекты реализуются усилиями самих режиссёров и чаще всего без господдержки. Я убеждена, чтобы создавать профессиональное кино в нашем крае, необходимо сначала воспитать кадры. Это очень долгий путь, но это необходимо сделать, чтобы фильмы, созданные на Ставрополье, могли конкурировать на российском кинорынке.

Статьи 7 апреля , 11:03 Сближает семью: режиссёр «Испытания аулом» — о том, как создавался фильм, и новых проектах Кавказ. Новости округа 19 апреля 2023, 09:10 Уроженец Владикавказа Анатолий Шульев стал главным режиссëром театра им. Вахтангова Статьи 11 марта 2023, 18:41 Спасение марсиан, советские дети и много музыки: каким будет новый фильм пятигорского режиссëра Все новости

Новости соседних регионов по теме:

19 мая 2024, 16:06 — Общественная служба новостей — ОСН Телеведущая Ксения Собчак сообщила своим подписчикам, что прилетела на Каннский кинофестиваль — она планирует посетить премьеру фильма русского режиссера.
16:11 19.05.2024 ИА Общественная служба новостей - Москва
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ, /НИА-КРАСНОЯРСК/. На протяжении пяти дней жители и посетители города окунутся в атмосферу удивительного мира кино.
16:44 19.05.2024 НИА - Красноярск
В субботу, 18 мая, в кинотеатрах по всей стране стартовал прокат фильма под названием «Огненный лис».
11:32 19.05.2024 Газета Вестник - Брасово
Фото: правительство Тульской области В оружейной столице состоялась церемония закрытия XXII Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова.
11:00 19.05.2024 ИА Тульская служба новостей - Тула
Фестиваль молодого кино VOICES пройдёт с 3 по 7 июля в Вологде. Приём заявок в конкурс дебютных полных метров уже закрыт.
13:50 18.05.2024 Вологда.РФ - Вологда
18 мая 2024, 05:27 — Общественная служба новостей — ОСН Американский режиссер Фрэнсис Форд Коппола поделился мыслями о голливудском кино на пресс-конференции, посвященной премьере фильма «Мегалополис» с Адамом Драйвером,
05:32 18.05.2024 ИА Общественная служба новостей - Москва
Чем запомнится новый фильм режиссёра Гай Ричи. Для начала тем, что это оммаж «бондиане».
00:00 18.05.2024 Newsler.Ru - Киров
«Киновертикаль» — 2024: продолжают поступать заявки на XI Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского кино «Киновертикаль».
23:17 17.05.2024 Kultura64.Ru - Саратов
Культурный центр «Онежский» на Флотской улице 23 мая проведет показ документального фильма «Уезжать не хочется» (2022) производства киностудии «ЛенДок», режиссеры: Никита Аксенов, Александра Лусникова.
19:43 17.05.2024 Головинский район - Москва
День полярного кино приурочен ко Дню полярника, который отмечается 21 мая.
17:18 17.05.2024 ЦБС Ленинского городского округа - Видное
Кинофестиваль будет посвящен памяти кинорежиссера, актера, сценариста Станислава Говорухина и пройдет с 21 по 24 мая.
13:41 16.05.2024 Марийская правда - Йошкар-Ола
В 2023 году на киностудии «Башкортостан» режиссер Вилюра Исяндавлетова завершила работу над фильмом «Водяная» о почтальонке Алёне.
11:43 16.05.2024 Башинформ - Уфа
 
По теме
📍 Публично-правовая компания «Российский экологический оператор» в рамках информационно-просветительской кампании, посвящённой популяризации раздельного сбора и осознанного потребления,
Спасатели достали тело вблизи городского пляжа Избербаша Фото: МЧС Ингушетии В Ингушетии накануне, 14 июля, утонул 19-летний парень.
Комсомольская Правда
DSCN2046 - Ессентукский музей им. В.П. Шпаковского Так начиналась творческая программа «День в музее», организованная в рамках II фестиваля детского кино «Хрустальный ИсточникЪ».
Ессентукский музей им. В.П. Шпаковского